ШАГ ПЯТЫЙ
“Признали перед Богом, собой и каким-либо
другим человеком истинную природу
наших заблуждений.”
Все Двенадцать Шагов А.А. вступают в противоречие с нашими естественными желаниями... они умаляют наше “я”. Когда дело доходит до умаления собственного “я”, то наиболее труден Пятый шаг. Но для последующего трезвого образа жизни и душевного покоя это самый необходимый Шаг.
Опыт других членов А.А. убедил нас в том, что в одиночку мы не можем жить с гнетущими нас проблемами и дефектами характера, которые вызвали или усугубили эти проблемы. Если, выполняя Четвёртый Шаг, мы, как прожектором, осветили всю нашу жизнь, наглядно выявив то прошлое, которое нам не хотелось бы вспоминать; если мы пришли к пониманию того, как неразумные суждения и действия причинили вред нам и окружающим, то значит мы не должны жить дальше с этими, терзающими нас, призраками нашего прошлого. Мы должны побеседовать с кем-нибудь о них.
Однако наш страх и нежелание обсуждать эти проблемы с другими заставляют вначале многих членов А.А. пытаться как-нибудь обойти Пятый Шаг. Мы идём более легким путём: обычно мы признаём в самом общем виде и вполне безболезненно, что, когда мы пили, мы были порой никудышными актёрами. Затем, весьма отмеренно, мы добавляем к этому драматическое описание тех наших прошлых поступков, о которых наши друзья, возможно, уже всё равно знают.
Но о тех вещах, которые нас по-настоящему тревожат и волнуют, мы молчим. Воспоминания, которые удручают и унижают нас, говорим мы себе, не нужно делать достоянием других. Пусть они останутся нашей тайной. Ни одна душа не должна знать о них. Мы надеемся, что они уйдут с нами в могилу.
Однако если опыт других членов А.А. что-нибудь значит для вас, стоит поверить им, что это не только неразумное, но и гибельное решение. Немногие неверные решения принесли вам большие неприятности, чем эти колебания в связи с выполнением Пятого Шага. Некоторые совершенно не могут без этого бросить пить, другие так и будут периодически ударяться в запои, пока всё же не решат провести “в своём доме генеральную уборку”. Даже ветераны А.А., не пившие многие годы, дорого расплачиваются за отказ от Пятого Шага. Они могут рассказать вам как они пытались нести бремя в одиночку, как они страдали от раздражительности, тревоги, раскаяния и депрессии; и как, неосознанно стремясь облегчить свою ношу, они иногда обвиняли своих лучших друзей в тех недостатках характера, которые они стремились скрыть у себя. Они неизменно открывали для себя, что облегчение не наступает, когда находишь изъяны у других. Каждый человек должен признать свои собственные недостатки.
Практика признания своих недостатков перед другим человеком известна, конечно же, с глубокой древности. Она всегда и во все времена признавалась эффективной и характерна для по-настоящему духовных и религиозных людей. Но в наше время религия - не единственный адвокат этого спасительного принципа. Психиатры и психологи указывают на глубокую потребность для каждого человека в практическом исследовании и понимании своей личности и её недостатков, а также их обсуждении с доверенным лицом. Что касается алкоголиков, то члены А.А. даже кое-что добавили бы. Большинство из нас считает, что без бесстрашного признания собственных дефектов перед каким-либо другим человеком, мы не смогли бы сохранить трезвость. По-видимому, Божья благодать не войдёт в них и не избавит их от разрушительного пристрастия, пока они не захотят попробовать выполнить этот Шаг.
Что мы получим, выполнив предписания Пятого Шага? Прежде всего, мы избавимся от ужасного чувства изоляции, которое всегда угнетало нас. Почти все без исключения алкоголики страшно одиноки. Даже до того, как мы начали всерьёз злоупотреблять алкоголем, люди стали сторониться нас, почти все мы страдали от ощущения, что мы не вписываемся ни в какую компанию. Мы либо стеснялись и боялись подойти к другим, либо вели себя шумно, требуя непрерывного внимания и людского окружения, но никогда, однако, не получая ни того, ни другого - по крайней мере, как нам тогда казалось. Всегда был какой-то мистический барьер в общении, который мы не могли ни понять, ни преодолеть. Нам казалось, что мы - актеры на сцене, неожиданно почувствовавшие, что не помним ни одной строчки из нашей роли. Именно по этой причине мы так любили пить. Мы начинали чувствовать себя непринужденно. Но даже Бахус обернулся против нас: мы были окончательно сражены и покинуты в ужасном одиночестве.
Когда мы вступили в А.А., когда мы впервые в жизни оказались среди людей, которые нас понимали, чувство причастности переполняло нас. Мы думали, что проблема изоляции решена. Но скоро мы поняли, что, хотя мы более не были одинокими в социальном смысле, мы всё ещё страдали от приступов отчуждения. Пока мы с полной откровенностью не поговорили с кем-нибудь о наших конфликтах и не послушали, как кто-то делает то же самое, мы всё ещё не ощущали полной причастности. Ответом явился Пятый Шаг. Он установил настоящую близость с людьми и Богом.
Этот жизненно важный Шаг также даёт нам ощущение, что мы можем быть прощены, какими бы ни были наши мысли, и что бы мы ни совершили в прошлом. Часто, работая именно над этим Шагом со спонсором или духовным наставником, мы впервые почувствовали, что способны простить других, как бы сильно они нас ни обидели. Наша моральная оценка собственного “я” убедила нас в том, что желательно всегда всех прощать; но только, когда мы всерьёз взялись за работу над Пятым Шагом, мы внутренне осознаём возможность того, что мы будем прощены и собственную способность даровать прощение.
Другая награда, которую мы можем ожидать от признания наших недостатков перед другим человеком - это смирение, слово, которое часто понимают неверно. Для тех, кто успешно следует программе А.А., это равносильно осознанию того, кто мы такие, и что мы из себя представляем, за чем обязательно следует искренняя попытка стать лучше. Поэтому нашим первым практическим шагом к смирению должно быть признание наших недостатков. Ни один недостаток нельзя исправить, пока мы не понимаем, в чём он заключается. Но нам придётся сделать больше, чем просто понять. Объективный взгляд на себя, который стал результатом Четвёртого Шага, был всего лишь взгляд. Все мы поняли, например, что нам не хватает честности и терпимости, что временами нами овладевает жалость к себе, а порой и мания величия. Но хотя это был опыт смирения, это ещё не значит, что мы обрели это качество в достаточной мере. Мы признали наши недостатки, но они у нас остались. Нужно как-то избавляться от них. И тут мы приходим к пониманию того, что мы сами не в состоянии это сделать.
Под влиянием работы над Пятым Шагом важным приобретением становится наша способность в большей степени овладеть реализмом и честностью по отношению к себе. Занявшись исследованием своей личности, мы начинаем подозревать, сколько горя приносит нам самообольщение. Это вызывает у нас тревожные мысли. Если мы всю жизнь обманывали себя, как мы можем быть уверенными в том, что не продолжаем обманывать себя сейчас? Как мы можем быть уверенными в том, что обнаружили все наши основные недостатки и по-настоящему признались в них, хотя бы перед собой? Так как нас продолжают мучить страх, жалость к себе и обида, возможно, мы вообще не способны честно оценить себя. Чрезмерная вина и раскаяние могли заставить нас драматизировать события и преувеличить наши недостатки. Может быть гнев и оскорблённая гордость, подобно дымовой завесе, скрыли от нас кое-какие из наших дефектов, в проявлениях которых мы упрекаем других. Возможно нам мешают многочисленные большие и малые недостатки, о существовании которых мы и не подозреваем.
Отсюда неизбежно вытекает, что самооценка и основанное на ней признание своих недостатков, явно недостаточны. Нам нужна посторонняя помощь, если мы хотим знать правду о себе - помощь Бога и помощь другого человека. Только обсудив свои качества, и не скрывая при этом ничего, только желая получить совет и руководство, мы можем встать на путь разумных суждений, укоренившейся честности и подлинного смирения.
Тем не менее многие из нас упорствовали. Мы говорили: “Почему Бог, как мы Его понимаем, не может сказать нам в чём состоят наши заблуждения? Если Создатель даровал нам жизнь, то Он точно должен знать, где мы свернули с истинного пути. Почему бы нам не признаться во всём Ему самому? Почему мы должны привлекать ещё кого-то в эти дела?”
На этом этапе существуют два вида препятствий для общения с Богом. Хотя сначала нас поражает мысль, что Бог знает всё о нас, мы быстро привыкаем к этой мысли. Почему-то нас в меньшей степени смущает перспектива быть наедине с Богом, чем предстать перед другим человеком. Пока мы не сядем с кем-нибудь и не обсудим то, что так долго таили в себе, наше желание “произвести чистку в доме” существует в основном в теории. Если мы будем честными с кем-либо, это подтвердит, что мы были честными перед собой и перед Богом.
Второе препятствие заключается в следующем: когда мы одни, то, что случилось с нами, может быть искажено нашими рассуждениями и нашими благими пожеланиями. Беседа с другим человеком поможет нам услышать его мнение и получить совет, в отношении которого у нас не будет сомнений. Решать духовные проблемы в одиночку довольно опасно. Как часто приходилось нам слышать, как люди, движимые благими намерениями, провозглашают, что ими руководит Господь, в то время, как совершенно очевидно, что они в этом жестоко ошибаются. Не имея практики общения с Богом и не обладая смирением, эти люди могут обманывать себя, оправдывая всякого рода бессмыслицу на том основании, что она подсказана им Богом. Стоит отметить, что люди с высокой духовностью всегда настаивают на том, чтобы мы всегда проверяли с друзьями или с духовными наставниками указания, которые мы, по нашему мнению, получили от Бога. Тем более новичок не должен подвергать себя опасности совершить какую-либо нелепую или даже трагическую ошибку такого рода. Хотя комментарий или совет другого члена А.А. не всегда является безошибочным, он не будет столь неопределённым, как любое прямое указание, которое мы можем получить, общаясь с Силой более могущественной, чем мы, и не обладая при этом достаточным опытом такого общения.
Наша следующая задача - найти человека, которому мы можем довериться. Здесь надо быть осторожным, помня о том, что осторожность - это добродетель, которая высоко ценится. Возможно, нам придётся поделиться с этим человеком фактами о себе, о которых никто другой не должен знать. Нам следует выбрать человека с жизненным опытом, не пьющего, сумевшего преодолеть серьёзные трудности в своей жизни. Возможно, такие же, как те, что предстоит преодолеть нам. Этим человеком может быть наш спонсор в А.А., хотя это не обязательно. Если у вас есть доверие к нему, если его темперамент и его проблемы близки вашим, то такой выбор может быть удачным. К тому же ваш спонсор обладает тем преимуществом, что уже кое-что знает о вашем прошлом.
Возможно, однако, что ваши отношения с ним таковы, что вы готовы раскрыть ему только часть истории вашего прошлого. Если это так, то всё равно приложите все силы, чтобы разговор состоялся, потому что вам нужно как можно скорее начать действовать. Возможно, вы предпочтете кого-то другого для более серьёзных и глубоких признаний. Этим человеком может быть, например, ваш священник или врач, то есть человек, не входящий в А.А. Для некоторых из нас самым лучшим оказалось довериться совершенно постороннему лицу.
Лучшим доказательством правильности выбора является ваша готовность открыться и то доверие, которое вы испытываете к человеку, с которым собираетесь поделиться нравственной оценкой своего прошлого. Если даже вы нашли такого человека, часто требуется немалая решимость, чтобы обратиться к нему или к ней. Мы не утверждаем, что программа А.А. не требует от человека силы воли, в данном случае от вас может потребоваться весь её запас. Не исключено, однако, что вас ожидает приятный сюрприз. Когда вы объясните свою просьбу, и ваш доверенный поймёт, какую неоценимую услугу он может вам оказать, разговор может начаться легко и стать очень интересным для обеих сторон. Вполне возможно, что человек, к которому вы обратились, расскажет парочку историй из собственной жизни, что облегчит вашу задачу. Если вы не будете ничего утаивать, чувство облегчения будет расти с каждой минутой. Все те отвратительные эмоции, копившиеся годами, прорвут сдерживавшую их преграду и чудесным образом исчезнут, как только вы расскажете о них другому человеку. Как только боль утихнет, её место займёт исцеляющий покой. Когда смирение и умиротворение соединяются вместе, это может стать поистине одним из выдающихся переживаний. Многие члены А.А., бывшие агностиками или атеистами, рассказывают, что именно на этом этапе прохождения программы Пятого Шага они впервые отчётливо почувствовали присутствие Бога. И даже те, кто уже были верующими, почувствовали, как никогда ранее, свой контакт с Богом.
Это чувство единения с Богом и людьми, выход из изоляции при помощи открытого и честного признания другому в своих ошибках, снимающее бремя вины, даёт нам возможность отдохнуть и подготовиться к следующему Шагу в нашем восхождении к постоянной и осознанной трезвости.
|