ШАГ ШЕСТОЙ

“Полностью подготовили себя к тому,
чтобы Бог избавил нас от всех
наших недостатков.”

“Это Шаг, отделяющий мужей от мальчиков”. Так считает всеми нами любимый служитель церкви, который является одним из лучших друзей А.А. Он объясняет, что всякий человек, обладающий достаточным желанием и честностью, чтобы многократно испытывать принципы Шестого Шага по отношению к своим недостаткам - без каких бы то ни было ограничений - уже прошёл долгий путь духовного развития и может по справедливости быть назван мужчиной, искренне стремящимся уподобиться образу и подобию своего Создателя.

Само собой разумеется, что на часто обсуждаемый вопрос, способен ли Бог - и захочет ли Он при определённых обстоятельствах - избавить человека от недостатков его характера, почти у каждого члена А.А. имеется утвердительный ответ. Для него это не теоретический вопрос, а один из самых значительных фактов его жизни. Он может привести доказательства в пользу такого ответа, сказав примерно следующее:

“Конечно, я был побежден и абсолютно растоптан. Моя сила воли пасовала перед алкоголем. Смена окружающей обстановки, отчаянные усилия семьи, друзей, врачей и священников - всё это никак не помогло в борьбе с алкоголизмом. Я никак не мог бросить пить, и ни один человек не мог мне помочь. Но когда во мне возникло желание “очистить дом от мусора”, и я обратился к Высшей Силе, к Богу, как я понимал его, с просьбой дать мне освобождение, моё пристрастие к алкоголю исчезло. Я был освобожден от него.”

Подобные признания можно услышать на собраниях А.А. во всём мире. Совершенно очевидно, что каждому трезвому члену А.А. было даровано освобождение от этого трудноизлечимого и потенциально смертельного пристрастия. В буквальном смысле слова каждый из них “полностью подготовили себя к тому”, чтобы Бог освободил его от алкогольного безумия, и Бог сделал как раз это.

Если нам удалось освободиться от алкоголизма, то почему бы нам не попытаться тем же способом освободиться от других жизненных трудностей или от других наших недостатков? Это - одна из загадок нашего существования, полный ответ на которую знает только Бог. Однако для нас очевиден частичный ответ.

Когда мужчины и женщины начинают вливать в себя алкоголь в таких количествах, что он разрушает их жизнь, они, тем самым, совершают нечто противоестественное. Вопреки заложенному в них инстинкту самосохранения, они пытаются уничтожить себя. Они борются с глубочайшим из заложенных в них инстинктов. Если разрушительная сила алкоголя вызывает у них смирение, то милость Господня может войти в них и избавить их от этого пристрастия. Здесь их мощный инстинкт к продолжению жизни находит полную поддержку у Создателя, желающего дать им новую жизнь. Ибо природа и Бог в равной мере не приемлют самоубийства.

Большая часть других наших жизненных проблем не подпадает под эту категорию. Всякий нормальный человек хочет есть, иметь потомство, занимать определённое положение в обществе. При этом, добиваясь всего этого, он стремится к безопасности. Ведь Бог создал его таким. Он не создал его для того, чтобы он уничтожал себя алкоголем. Он даровал ему инстинкты, чтобы помочь выжить.

Ниоткуда не вытекает, по крайней мере в этой жизни, что Создатель требует от нас, чтобы мы отказались от наших инстинктивных влечений. Насколько нам известно, нигде не зафиксировано, чтобы Бог полностью лишил хотя бы одного человека всех его природных склонностей.

Поскольку мы рождаемся с большим количеством естественных желаний, нельзя удивляться, что мы позволяем некоторым из них превысить свои прямые обязанности. Когда они слепо увлекают нас, или когда мы своевольно требуем, чтобы они доставляли нам больше удовлетворения или больше наслаждений, чем это возможно или чем нам причитается, тогда мы утрачиваем тот уровень совершенства, который Бог предназначил для нас на Земле. Это мера испорченности нашего характера или, если хотите, мера наших грехов.

Если мы попросим Бога, то он, конечно, простит нам наши проступки. Но он никогда не отмоет нас добела и не сохранит нас в непорочности без наших собственных усилий. У нас у самих должно быть желание добиться этого. Он просит только, чтобы мы сами изо всех сил старались совершенствовать свой характер и делали это по собственному разумению. Таким образом, при помощи Шестого Шага - “полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.” - А.А. описывает наилучшую жизненную позицию, которой следует придерживаться, чтобы приняться за работу, которая будет продолжаться всю жизнь. Это не означает, что все недостатки нашего характера уйдут, как ото произошло с пристрастием к алкоголю. Может быть некоторые из них и уйдут, но многие останутся, и мы должны будем терпеливо совершенствовать свой характер. Ключевые слова “полностью готовы” подчёркивают, что мы стремимся к совершенству, как мы его понимаем или научимся понимать в будущем.

У скольких из нас имеется такая степень готовности? В абсолютном смысле практически ни у кого. Самое большее, что мы можем сделать, если быть совершенно честными, - это попытаться достичь такого уровня. Даже лучшие из нас обнаруживают, к своему удивлению, что всегда что-то мешает нам, и, столкнувшись с этим “что-то”, мы говорим: “Нет, я не могу отказаться от этого”. Часто мы вступаем на ещё более опасную стезю, когда мы восклицаем: “От этого я никогда не откажусь!” Такова сила инстинктов, когда они превышают своё предназначение. Как бы далеко мы ни продвинулись по пути духовного развития, всегда могут обнаружиться желания, которые вступают в противоречие с Божьей благодатью.

Те, кто считают, что были добродетельными, могут возразить, поэтому давайте поразмыслим ещё немного над этим. Практически каждый человек стремится избавиться от наиболее вопиющих и пагубных недостатков. Никто не хочет быть до такой степени гордецом, чтобы его презирали как хвастуна или настолько алчным, чтобы его заклеймили как вора. Никто не хочет испытать такой гнев, когда человек способен на убийство или настолько сгорать от страсти, чтобы совершить насилие или до такой степени не знать меры в еде, что это принесёт вред здоровью. Никто не хочет испытывать непрерывные страдания зависти или парализующую лень. Разумеется, большинство людей не страдает от указанных недостатков в такой резко выраженной форме.

Все те, кто избежали этих крайностей, могут поздравить себя. Или может радоваться пока что рано? Что ещё уберегло нас от крайностей, как не обыкновенный, чистой воды эгоизм? Ведь они сами содержат в себе наказание, а поэтому, чтобы избежать их, не требуются большие душевные усилия. Но как обстоят дела с теми же самыми пороками, но выраженными в меньшей степени?

Следует признать, что мы в восторге от некоторых своих недостатков. Мы просто обожаем их. Кто, например, не испытывает удовольствия от ощущения некоторого превосходства над другим человеком, не говоря уже о серьёзном преимуществе? Разве мы не маскируем, порой, жадность под амбицией? Конечно, нельзя любить похоть. Но сколько мужчин и женщин, произносят слова любви и сами этому верят, скрывая похоть в глубине души? И даже оставаясь в пределах условностей, многие люди признают, что их сексуальные фантазии часто бывают разукрашены под романтические мечты. Большое удовольствие доставляет и “справедливый гнев”. Мы можем испытывать извращённое чувство удовлетворения от того, что многие люди нас раздражают, ибо это вызывает приятное чувство превосходства. Результат нашего гнева, колючая сплетня, - эта вежливая форма убийства путём подрыва репутации, также способна приносить удовлетворение. При этом мы не пытаемся помочь тем, кого мы критикуем; мы стремимся самоутвердиться.

Там, где обжорство не столь разрушительно, мы придумали для него более мягкую формулировку - “не отказывать себе в удовольствии”. Мы живём в мире, отравленном завистью. В большей или меньшей степени каждый из нас заражен ею. Этот недостаток приносит нам извращённое и, тем не менее, несомненное удовольствие. Иначе зачем бы мы тратили столько времени, лишь испытывая желание заполучить что-то, вместо того, чтобы трудиться ради приобретения желаемого? Зачем, испытывая раздражение, мы стремимся к обладанию некоторыми качествами, которых у нас никогда не будет, вместо того, чтобы смириться с обстоятельствами и принять реальность такой, какая она есть? А как часто мы много трудимся лишь для того, чтобы жить в комфорте и ничего не делать впоследствии, в так называемом “пенсионном возрасте”. Призадумайтесь также над нашим талантом откладывать дела на потом, что на самом деле не что иное, как скрытая лень. Почти каждый из нас мог бы составить список недостатков такого рода, и лишь немногие всерьёз готовы избавиться от них, если они не причиняют нам слишком больших неприятностей.

Некоторые могут прийти к заключению, что они готовы избавиться от всех этих дефектов. Но даже эти люди, если они составят список менее серьёзных своих недостатков, вынуждены будут признать, что они предпочитают не расставаться хотя бы с некоторыми из них. Поэтому достаточно ясно, что лишь немногие из нас всерьёз готовы с быстротой и лёгкостью поставить перед собою цель духовного и морального совершенствования. Нам нужна та степень совершенства, без которой мы не можем прожить, в зависимости, конечно же, от всего разнообразия наших идей относительно того, без чего мы не можем прожить. Поэтому “разница между мальчиком и мужем” - это разница между стремлением к установленной нами цели и стремлением к идеальной цели, установленной Богом.

Многие могут сразу же спросить: “Как мы можем принять полностью Шестой Шаг со всеми его последствиями? К примеру, что такое “совершенство”? Этот вопрос может показаться трудным, но это не так. Только Первый Шаг, где мы признали на 100 процентов своё бессилие перед алкоголем, требует абсолютного совершенства. Остальные одиннадцать Шагов провозглашают совершенные идеалы. Они являются целями, к которым мы стремимся, и мерой нашего успеха в процессе излечения. С этой точки зрения Шестой Шаг всё равно представляется трудным, но не невыполнимым. Единственное, что необходимо сделать сразу - это начать и не прекращать работу в этом направлении.

Если мы хотим получить преимущества от использования принципов этого Шага по отношению к другим проблемам, помимо алкоголя, нужно заново исследовать собственную непредубеждённость. Нам нужно обратить свой взгляд в сторону совершенства и быть готовыми двигаться в этом направлении. Не важно, что наше движение будет неровным. Вопрос в том, готовы ли мы?

Пересмотрев все недостатки, с которыми мы не хотим расставаться, нам следует отказаться от жёсткого и решительного подхода, который мы описали выше. Возможно, мы будем вынуждены в некоторых случаях сказать: “От этого я пока не могу отказаться...”, но мы не должны говорить себе: “От этого я не откажусь никогда!”

А теперь давайте покончим с тем, что представляется как опасная недоговорённость, оставленная нами. Нам предлагается быть полностью готовыми к тому, чтобы двигаться к совершенству. При этом отмечается, что некоторое промедление в движении простительно. Это слово в сознании пытающегося оправдать свою медлительность алкоголика может приобрести значение слишком долгой отсрочки. Он может сказать: “Как всё просто! Я, конечно же, буду стремиться к совершенству, но я не буду спешить. Может быть я смогу отложить решение некоторых своих проблем на неопределенно долгое время.” Конечно, такой подход никуда не годится. Такой самообман сродни множеству других милых оправданий. Как минимум, мы должны вступить в борьбу с самыми худшими чертами нашего характера и немедленно начать освобождаться от них. Как только мы говорим: “нет, никогда!” наше сознание становится недоступно для Божьей благодати. Промедление опасно, а протест может стать гибельным. Именно в этом пункте мы отходим от ограниченных целей и движемся к принятию Божьей воли.

Шаг пятый

Шаг седьмой

Двенадцать шагов

Главная

Hosted by uCoz