ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ
“Глубоко и бесстрашно оценили себя
и свою жизнь с нравственной точки зрения.”
Природа не напрасно наделила нас инстинктами. Без них мы не были бы людьми в полной мере. Если бы мужчины и женщины не делали усилий, чтобы обрести уверенность в себе, чтобы добыть пищу и построить жилище, они не смогли бы выжить. Если бы они не рожали детей, земля не была бы населена. Если бы не было социального инстинкта, если бы люди не стремились к общению друг с другом, не было бы человеческого общества. Таким образом, стремления к сексуальным отношениям, к материальному благополучию, эмоциональной защищенности и общению с другими людьми совершенно естественны, необходимы и, конечно же, дарованы человеку Богом.
Однако, эти инстинкты, столь необходимые для нашего существования, часто превосходят свои нормальные функции. Властно, слепо, а порой весьма искусно они управляют нами, увлекают нас, подчиняют себе и настойчиво пытаются руководить нашей жизнью. Наши стремления к сексуальным отношениям, к материальному благополучию и эмоциональной защищенности, к высокому положению в обществе - часто тиранят нас. Становясь неуправляемыми, естественные желания человека причиняют ему большой вред, являясь причиной многих, а практически всех, его неприятностей. Ни один человек, даже самый благонравный, не может избежать этих бед. Почти все серьёзные эмоциональные проблемы можно рассматривать как случаи неверно сориентированных инстинктов. Когда это происходит, инстинкты, эти естественные дары человека, превращаются в бремя и ведут к физическим и психическим отклонениям.
Четвёртый Шаг - это решительная и до некоторой степени мучительная попытка обнаружить в себе те отклонения, которые были у нас в прошлом, и те, которые есть сейчас. Нужно установить точно как, когда и где наши естественные желания оказались извращенными. Мы хотим открыто признать, какие несчастья это принесло нам и другим людям. Обнаружив в себе эмоциональные отклонения, мы можем приступить к их исправлению. Без усердных и настойчивых попыток исправиться мы не сможем вернуться к трезвости или быть довольными своей жизнью. Без такого глубокого и бесстрашного исследования своего поведения недостижима та самая вера, которая приводит к результатам в повседневной жизни человека.
Прежде чем заняться подробным анализом своего поведения, давайте внимательнее присмотримся к тому, в чём основная проблема. Самые простые примеры, вроде тех, что мы приведём ниже, становятся значительными, если мы дадим себе труд подумать о них всерьёз. Предположим, человек ставит свои сексуальные желания превыше всего. В этом случае могут пострадать его материальное благополучие и эмоциональная защищенность, а также положение в обществе. Другой человек может дойти до такой жадности к материальным благам, что способен отказаться от всего, чтобы урвать побольше денег. Дойдя до крайности, он может превратиться в скрягу или в отшельника, не имеющего ни семьи, ни друзей.
Благополучие человека не всегда связано с материальным достатком. Как часто приходится встречаться с запуганными людьми, которые полностью зависят от тех, кто сильнее, и позволяют им руководить собой и защищать себя. Эти слабые люди, отказывающиеся самостоятельно справляться с требованиями жизни, так и не становятся взрослыми. Их уделом становятся разочарование и беспомощность. Если их покровители покидают их или умирают, они вновь остаются со своим одиночеством и страхом.
Мы видели других людей, которые, как безумцы, рвутся к власти и хотят управлять другими людьми. Они часто пускают по ветру все шансы честным путём добиться благополучия или наладить счастливую семейную жизнь. Человек, превратившийся в поле битвы инстинктов, не знает ни минуты покоя.
Но это ещё не всё. Всякий раз, когда такой человек даёт волю своим инстинктам по отношению к другим людям, случаются неприятности. Если в погоне за богатством он попирает людей, встречающихся на его пути, это может вызвать у окружающих страх, ревность и мстительность. Необузданный секс также приводит к неприятностям. Обращенные к другим требования чрезмерного внимания, покровительства или любви, вызывают у тех, к кому они обращены, либо стремление подавлять, либо отвращение - две столь же нездоровые эмоциональные реакции, сколь и требования их вызвавшие. Когда стремление завоевать престиж становится неконтролируемым, то уже неважно где это происходит - в кружке кройки и шитья или на международной конференции; другие люди страдают от этого и часто выражают протест. Такое столкновение инстинктов может вызвать любую реакцию от холодного пренебрежения до яростного противодействия. Таким образом, мы не только находимся в конфликте с собой, но и с другими людьми, также обладающими инстинктами.
Алкоголикам особенно важно уметь понять, что неуправляемые инстинкты являются глубинной причиной их разрушительного пьянства. Мы пили, чтобы заглушить чувство страха, разочарования и депрессии. Мы пили, чтобы заглушить ощущение вины, вызванной страстями, а потом снова пили, делая возможным возникновение новых страстей. Мы пили из тщеславия, чтобы наслаждаться глупыми выдумками о нашем величии и власти. Эта извращенная душевная болезнь неприглядна. Необузданность инстинктов мешает разобраться в том, что происходит. Но как только мы делаем серьёзную попытку исследовать их, мы начинаем страдать от резко отрицательных реакций.
Если по своему темпераменту мы более склонны к депрессиям, нас охватывает чувство вины и отвращение к самому себе. Мы барахтаемся в этом вязком болоте, часто испытывая патологическое удовлетворение. С болезненным наслаждением, упражняясь в разных видах меланхолии, мы можем опуститься до такого уровня отчаяния, что только забвение покажется нам единственным выходом из создавшегося положения. В таком положении, конечно, утрачена всякая перспектива, а потому и всякое истинное смирение. Ибо это гордость наоборот. Это совсем не исследование собственного “я”, а тот самый процесс, который вёл отчаявшегося к бутылке и впоследствии к гибели.
Если же мы более склонны к самодовольству и претенциозности, наши реакции будут прямо противоположными. Мы будем оскорблены, когда нам предложат в А.А. заново оценить себя с нравственной точки зрения. Несомненно мы с гордостью отметим, какую замечательную жизнь мы вели, пока не стали прикладываться к бутылке. Мы заявим, что те серьезные недостатки характера, если, конечно, мы отыщем хоть какие-то, вызваны исключительно чрезмерным потреблением алкоголя. А поскольку нам кажется, что это так, то отсюда логически вытекает, что трезвость - это единственное, с чего надо начинать, чем надо кончать и к чему всё время надо стремиться. Мы считаем, что наш, когда-то чудесный, характер возродится, как только мы перестанем употреблять алкоголь. Если мы всегда были прекрасными людьми во всём, кроме употребления алкоголя, зачем нужно оценивать себя с нравственной позиции, когда мы больше не пьём?
Мы также цепляемся за другую замечательную отговорку, чтобы избежать нравственной оценки собственного “я”. Наши беды и несчастья, кричим мы, вызваны поведением других людей, которым действительно стоило бы пересмотреть свои моральные принципы. Мы твёрдо уверены, что если бы они относились к нам лучше, то с нами всё было бы в порядке. Поэтому мы считаем, что наше возмущение оправданно и обоснованно, а наши претензии справедливы. Мы ни в чём не виноваты. Виноваты они!
На этом этапе оценки себя с нравственной точки зрения нам приходят на помощь наши спонсоры из А.А. Они способны помочь нам, так как им знаком весь опыт А.А., связанный с преодолением Четвёртого Шага. Они утешают меланхоликов, убеждая их прежде всего в том, что их случай не самый странный и не единственный в своём роде, что их недостатки ничуть не хуже, и их ничуть не больше, чем у других членов А.А. Спонсор это легко доказывает, рассказывая спокойно и свободно о своих прошлых и настоящих недостатках, хотя и не выставляя напоказ свои переживания. Этот спокойный и трезвый анализ действует очень ободряюще. Возможно, спонсор показывает новичку его положительные качества, которые уравновешивают его недостатки. Это устраняет болезненность в разговоре и ведёт к большей уравновешенности. Когда новичок станет объективнее, он сможет без страха взглянуть на свои недостатки.
Спонсоры тех алкоголиков, которые считают, что им не нужен пересмотр их моральных качеств, сталкиваются с совершенно другой проблемой. Это связано с тем, что люди, пораженные гордыней, бессознательно слепы к своим недостаткам. Такие новички не нуждаются в успокоении. Задача заключается в том, чтобы помочь им обнаружить брешь в стене, созданной их “я”, через которую мог бы проникнуть луч разума.
Первым делом, можно рассказать новичкам, что большинство членов А.А., когда продолжали пить, жестоко страдали от способности выгораживать себя. Для многих эта способность служила извиняющим поводом, конечно же для выпивки, а также для всяких безумных и диких выходок. Придумывание алиби стало для нас тонким искусством. Мы должны были пить потому, что времена были тяжёлые, или потому, что времена были - что надо. Мы должны были пить потому, что дома нас окутывала атмосфера всеобщей любви, или потому, что нас никто не любил. Мы должны были пить потому, что нам сопутствовали большие удачи на службе, или потому, что у нас были серьёзные неприятности в делах. Мы должны были пить потому, что наша страна выиграла войну, или потому, что она вступила в войну. И так далее до бесконечности.
Мы считали, что “условия” вынуждают нас пить, и когда мы пытались изменить эти условия, мы обнаружили, что не можем сделать это так, как нам хотелось бы; вот тут то мы полностью утратили контроль над собой и стали алкоголиками. Нам никогда не приходило в голову, что мы сами должны были измениться, чтобы приспособиться к каким бы то ни было условиям.
Но став членами А.А., мы постепенно пришли к убеждению, что надо каким-то образом избавиться от мстительной обидчивости, склонности жаловаться на судьбу и неоправданной гордыни. Нам пришлось убедиться в том, что всякий раз, когда мы начинали играть роль “большой шишки”, мы восстанавливали против себя людей. Мы должны были понять, что когда мы накапливаем недовольство и строим планы мести за поражение, на самом деле накопленный нами гнев оборачивается против нас. Мы поняли также, что если мы вышли из себя, нам нужно прежде всего успокоиться, независимо от того кто, как нам кажется, виноват или что послужило причиной нашего недовольства.
Требуется немало времени, чтобы понять, что вы стали жертвой собственной эмоциональной неустойчивости. В других мы замечали это сразу, но в себе очень медленно. Прежде всего мы должны были признать, что в нас есть эти недостатки, каким бы болезненным и унизительным ни было это открытие. Что касается других людей, то нужно было отказаться от слова “вина” в наших разговорах и мыслях. Требуется огромное желание, чтобы только приступить к этому. Но когда мы преодолели первые два-три препятствия, расстилавшаяся впереди дорога уже не казалась столь трудной. Ибо мы увидели себя в истинном свете, а это то же самое, если сказать, что мы начали обретать смирение.
Конечно, депрессивный тип и властолюбивый - это экстремальные типы личности, которых много как среди членов А.А., так и вообще в мире. Часто они встречаются столь же резко очерченные, как мы их описали выше. Но столь же часто некоторые из нас более или менее соответствуют этим двум типажам. Одинаковых людей не бывает, поэтому каждый из нас, проводя моральную оценку, должен понять недостатки своей индивидуальности. Подобрав ботинки, которые впору, каждый человек должен надеть их и идти по жизни с уверенностью, что теперь он на правильном пути.
А теперь давайте вместе подумаем о перечне более серьезных изъянов личности, которые в большей или меньшей степени свойственны всем нам. Люди, получившие религиозное воспитание, отнесутся к содержимому этого перечня как к серьёзным нарушениям нравственных основ религии. Другие будут считать это всего лишь недостатками характера. Кое-кто использует термин “индекс плохой приспособляемости”. Найдутся и такие, которые придут в крайнее раздражение, едва лишь разговор зайдёт о распущенности, не говоря уж о грехе. Но все, в ком есть хоть капля здравого смысла, согласятся, что у алкоголиков масса недостатков, от которых нужно избавляться со всей серьёзностью, если мы хотим вести трезвый образ жизни, развиваться в личностном плане и справляться с жизненными проблемами.
Чтобы избежать терминологической путаницы, которая может возникнуть, если мы сами начнём давать названия этим недостаткам, обратимся к признанному перечню людских пороков - Семи смертным грехам: гордыне, алчности, похоти, гневу, обжорству, зависти и лени. Не зря в этом перечне на первом месте стоит гордыня. Ибо гордыня, ведущая к оправданию себя, и всегда подстёгиваемая осознанными или неосознанными страхами, является основным источником, порождающим трудности и главным препятствием к развитию личности. Гордыня заставляет нас предъявлять к себе или к другим требования, которые неосуществимы без извращения инстинктов, дарованных нам Богом, или злоупотребления ими. Когда удовлетворение наших естественных стремлений к сексу, благополучию и общению с другими людьми становится единственным смыслом нашей жизни, гордыня начинает оправдывать наши излишества.
Все эти недостатки порождают страх, который сам по себе является видом душевного заболевания. Страх, в свою очередь, создаёт новые недостатки характера. Неразумный страх, что наши инстинкты не будут удовлетворены, заставляет нас домогаться того, чем владеют другие, стремиться к сексу и власти, раздражаться, когда создаётся угроза запросам наших инстинктов, завидовать, когда нам кажется, что другим удаётся материализовать свои амбиции, а нам нет. Мы едим, пьём, пытаемся захватить всего больше, чем нам нужно, из опасения, что нам чего-то не хватит. И всерьёз обеспокоенные тем, что придётся работать, мы бездействуем. Мы бездельничаем и тянем время или, в лучшем случае, работаем нехотя и вполсилы. Эти страхи похожи на термитов, безостановочно подтачивающих фундамент, на котором мы пытаемся создать какой-либо образ жизни.
Поэтому когда А.А. предлагает бесстрашный анализ с нравственной позиции, нам кажется, что от нас требуют невозможного. Гордыня и страх преграждают дорогу новичку каждый раз, когда он пытается честно оценить себя. Гордыня говорит: “Тебе не нужно идти этим путём!”, а Страх шепчет: “Ты не посмеешь взглянуть!” Но, согласно свидетельствам тех членов А.А., которые действительно пытались произвести моральную оценку своего “я”, гордыня и страх - это не более, чем огородные пугала. Когда мы по-настоящему захотим разобраться в своём “я” и постараемся сделать это скрупулёзно, появится такое чувство, словно яркий свет вспыхнул в тумане. При известной настойчивости, у нас появится новая уверенность в себе и такое облегчение в душе, которое с трудом поддаётся описанию. Таковы первые плоды Четвёртого Шага.
К этому моменту новичок, возможно, пришёл к выводу, что его недостатки характера, представляющие собой распущенные инстинкты, были главной причиной его алкоголизма и всех его жизненных неудач; что если он не избавится от худших своих изъянов, то никогда не будет стабильно трезвым и не обретёт душевный покой; что весь шаткий фундамент его существования должен быть разрушен и новая жизнь построена на более прочном основании. Желая начать поиск своих недостатков, новичок спрашивает: “А как это делается? Как мне оценивать себя?
Так как Четвёртый Шаг представляет собой начало того, что вам придётся делать всю оставшуюся жизнь, мы предлагаем вам сначала обратиться к тем недостаткам личности, которые причиняют особенно много неприятностей и, вместе с тем, совершенно очевидны. Основываясь на своём понимании того, что хорошо и что плохо, новичок должен пересмотреть своё поведение в том, что касается сексуальных влечений, стремления к материальному благополучию и социальному престижу. Оглянувшись на свою прошлую жизнь, он может начать с попыток ответить на следующие вопросы:
Когда и как, в каких именно случаях моё эгоистическое стремление к сексуальным отношениям навлекло беду на других людей и на меня самого? Кого я конкретно обидел и в какой мере? Разрушило ли это мою семейную жизнь и отразилось ли на моих детях? Рисковал ли я при этом своим положением в обществе? Как я относился к тем своим поступкам тогда? Сгорал ли я от стыда? Или же я считал, что я жертва, а не виновник, и тем самым оправдывал себя? Как я относился к неудачам в сексуальных отношениях? Когда я сталкивался с отказом, вызывало ли это у меня мстительное чувство или я впадал в депрессию? Вымещал ли я это на других? Если мне отказывала в близости жена или была холодна со мной, пользовался ли я этим как поводом для измен?
Очень важны для алкоголиков также вопросы, касающиеся финансового положения и эмоциональной стабильности. Здесь наибольший вред приносят страх, жадность, стяжательство и гордыня. Анализируя свой послужной список, почти каждый алкоголик должен задать себе примерно следующие вопросы: Помимо алкоголизма, какие недостатки моего характера способствовали моим финансовым затруднениям? Возможно, страх и комплекс неполноценности по отношению к своим профессиональным данным подорвали мою уверенность в себе и создали внутренний конфликт? Пытался ли я скрыть комплекс неполноценности при помощи лжи, обмана и попыток избежать ответственности? Или я жаловался на то, что другие не признают моих исключительных способностей? Не переоценивал ли я себя, представляясь исключительной личностью? Был ли я настолько беспринципен в своих амбициях, что позволял себе предавать своих коллег и ставить им подножки? Был ли я расточителен? Брал ли я беззаботно деньги взаймы, не заботясь о том сумею ли я вернуть долг? Был ли я скуп и держал ли свою семью в голодном теле? Был ли разумным в своих тратах? Как насчёт сомнительных сделок, игры на бирже, ставок на бегах.
Женщины, состоящие в А.А. и занимающиеся бизнесом, конечно, увидят, что многие из этих вопросов относятся к ним тоже. Но алкоголичка-домохозяйка может также серьёзно подорвать семейный бюджет. Она может подделывать счета, манипулировать деньгами, отпускаемыми на продукты, в дневное время заниматься азартными играми и загнать своего мужа в долг благодаря ненужным тратам, собственной безответственности и расточительности.
Но все те, кто из-за пьянства лишился работы, семьи и друзей, должны безо всякой жалости к себе проанализировать, каким образом черты их характера разрушили их благополучие.
Самыми характерными симптомами эмоционального расстройства являются беспокойство, гнев, жалость к себе и депрессия. Их причиной, как нам иногда кажется, могут быть как внутренние факторы, так и внешние. Чтобы в этой сфере произвести анализ своего поведения, мы должны тщательно обдумать все те отношения с людьми, которые постоянно или периодически доставляют нам неприятности. Следует помнить, что все эти чувства возникают там, где есть угроза действию наших инстинктов. Можно бы задать себе примерно такие вопросы: Какие сексуальные ситуации в прошлом и настоящем вызывали у меня беспокойство, горечь, разочарование или депрессию? Оценивая каждую такую ситуацию непредвзято, понимаю ли я в чём был виноват? Что было причиной моих трудностей - эгоизм или непомерные требования? Или, если, как мне кажется, причиной неприятностей были другие люди, почему я не способен принять то, что я не в состоянии изменить? Подобные вопросы раскрывают источник неудобств и показывают, способен ли я изменить своё поведение и спокойно приспособиться к самоконтролю.
Предположим, что финансовые затруднения постоянно вызывают те же самые чувства. Я должен задать себе вопрос, в какой степени мои ошибки являются источником моего непрерывного беспокойства. А если причина заключается в действиях других людей, то могу ли я что-нибудь сделать? Если я не в силах изменить существующее положение вещей, готов ли я принять необходимые меры, чтобы приспособиться к этим обстоятельствам? Подобные вопросы, которые легко приходят на ум в каждом отдельном случае, помогут выявить глубинные причины.
Но ведь многие из нас более всего страдали от испорченных отношений в семье, с друзьями, да и вообще с окружающими. Именно в этом мы проявляли больше всего глупости и упрямства. Основной факт, который мы не удосужились признать - это наша неспособность установить с другими людьми отношения, основанные на сотрудничестве. Наша самовлюблённость роет на нашем пути две ямы, грозящие катастрофой. Мы либо пытаемся подавлять тех, кого мы знаем, либо мы начинаем слишком зависеть от них. Если мы слишком зависим от других, то они рано или поздно подведут нас, ибо, обладая всеми человеческими слабостями, они не в состоянии выполнять наши бесконечные требования. Таким образом наша неуверенность растёт и всё более мучает нас. Когда мы постоянно стремимся манипулировать другими и использовать их в своих интересах, они протестуют и противятся этому изо всех сил. Мы обижаемся на них, нам кажется, что нас преследуют, у нас появляется желание мстить. Когда мы пытаемся более тщательно контролировать своё поведение, а нам это не удаётся, тогда наши страдания усиливаются и становятся постоянными. Не раз мы пытались стать полноправным членом семьи, настоящим другом для своих друзей, хорошим рабочим на работе и полезным членом общества. Всегда мы пытались либо взобраться на самый верх, либо скрыться на самом низу. Такое эгоистическое поведение препятствовало установлению отношений, основанных на сотрудничестве, с другими людьми. Когда речь шла о настоящем товариществе, у нас были кое-какие опасения.
Некоторые станут возражать, что недостатки их характера не столь вопиющи. Выскажем предположение, что тщательный анализ позволит выявить недостатки как раз там, где мы противились неприятным вопросам. Так как на поверхности наше поведение выглядело довольно приличным, мы часто робели, когда представлялась возможность понять, что всё выглядит именно так лишь потому, что мы спрятали те самые недостатки под толстым слоем самооправданий. Какими бы ни были дефекты нашего характера, они, в конечном счёте, навлекли на нас алкоголизм и уготовили нам бездну страданий.
Поэтому нашим девизом при исследовании наших недостатков должна быть тщательность. Кстати, разумно выписать наши вопросы и ответы. Это поможет здраво мыслить и давать честную оценку. Это будет первым осязаемым свидетельством нашей готовности двигаться дальше по пути излечения.
|