ШАГ ТРЕТИЙ

“Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.”

Осуществить Третий Шаг - это примерно то же самое, что открыть дверь, которая всем кажется затворённой и запертой на замок. Всё, что для этого требуется -это ключ и желание открыть. Существует только один ключ - это желание. При наличии желания дверь открывается почти что сама собой и, глядя в дверной проём, мы видим тропинку и возле неё надпись: “Это тропа к действенной вере”. Первые два Шага требовали от нас размышления. Мы увидели своё бессилие перед алкоголем, но мы также поняли, что какая-то вера, пусть даже вера в А.А., может быть принята каждым человеком. Эти выводы не требовали от нас никаких действий, их нужно было просто признать.

Третий Шаг, как и все последующие, требует действий, соответствующих принципам, ибо только действуя мы можем избавиться от своеволия, которое всегда мешало тому, чтобы Бог - или Высшая Сила, если нам так больше нравится - вошёл в нашу жизнь. Вера, конечно же, необходима, но одной веры недостаточно. Мы можем верить, но не давать Богу возможности участвовать в наших судьбах. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы найти как именно и при помощи чего мы сможем впустить Его к себе. Третий Шаг является нашей первой попыткой добиться этого. Эффективность всей программы А.А. зависит от того, насколько хорошо и серьёзно мы пытаемся принять “решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.”

Каждому суетному новичку с практическим складом ума такой Шаг представляется трудным или вообще невозможным. Каким бы горячим ни было желание, ему нужно конкретно знать, каким образом он может вручить свою волю и жизнь тому Богу, который, с его точки зрения, существует. Мы, попробовавшие это с не меньшими опасениями, чем вы, можем заверить вас, что, к счастью, любой человек, каким бы он ни был, может начать делать то же самое. Мы можем также добавить, что самое главное — это начать, каким бы скромным ни было это начало. Однажды воспользовавшись нашим желанием, подобно ключу открывающему замок, и слегка приоткрыв дверь, мы обнаружили, что теперь мы сможем открывать её всегда и всё шире и шире. Хотя своеволие может захлопнуть её снова, что часто бывает, она всегда будет поддаваться, как только мы снова воспользуемся этим ключом - нашей доброй волей. Может быть всё это кажется вам таинственным и далёким, как теория относительности Эйнштейна или какое-нибудь положение из области ядерной физики. Но это совсем не так. Давайте посмотрим, насколько это осуществимо. Всякий, вступивший в А.А. с намерением присоединиться к Товариществу, уже приступил к выполнению Третьего Шага, хотя он ещё не осознаёт это. Разве вы не доверили решение всех проблем, связанных с алкоголем, Сообществу Анонимных Алкоголиков, полагаясь при этом на его заботу, защиту и руководство? Ведь вы уже обрели желание подчинить вашу волю и ваши представления об алкоголизме тем идеям, которые выдвигает А.А.? Каждый добровольно вступивший в Товарищество, чувствует уверенность в том, что это единственное пристанище для такого, терпящего крушение судна, которым стал он. Если это не вручение своей воли и жизни некоему найденному Провидению, то что же это?

Но предположим, что инстинкт человека при этом восстаёт (а так оно, как правило, и бывает) и заявляет: “Да, в том, что касается алкоголя, я должен полагаться на А.А., но во всех остальных вопросах я должен сохранять независимость. Нет такой силы, которая превратила бы меня в ничтожество. Если я буду всё время подчинять свою жизнь и свою волю Кому-то или Чему-то, то что станет со мной? Я буду похож на дырку от бублика.” Это, конечно, тот самый процесс, при помощи которого инстинкт и логика всегда пытаются пробудить эгоизм и приостановить духовное развитие. Беда в том, что такое рассуждение не основано на реальных фактах. А факты эти таковы: чем выше наша готовность подчиниться Высшей Силе, тем более независимыми мы становимся. Поэтому зависимость, которую практикует А.А., представляет собой средство для достижения подлинной независимости духа.

Давайте посмотрим, как эта зависимость проявляется в повседневной жизни. В этой сфере просто удивительно бывает обнаружить, как фактически зависимы мы бываем, совершенно не осознавая этого. В каждом современном доме имеется электропроводка, обеспечивающая нас электроэнергией и светом. Мы рады такой зависимости и только надеемся, что не произойдёт ничего такого, что лишило бы нас энергоснабжения. Принимая нашу зависимость от этого чуда науки, мы обнаруживаем, что наша личная независимость растёт. Более того, мы не только добились большей независимости, но и большего комфорта и безопасности. Энергия направлена в нужное русло. Незаметно и надёжно электричество - эта странная энергия, понимание которой доступно немногим, удовлетворяет и наши простейшие будничные запросы, и самые насущные. Спросите об этом больного полиомиелитом, вынужденного пользоваться металлическим лёгким; он полностью доверяется мотору, поддерживающему в нём дыхание жизни.

Но как только речь заходит о нашей духовной или эмоциональной зависимости, мы ведём себя совершенно иначе. Как настойчиво мы отстаиваем свои права думать и действовать целиком по-своему. Конечно, каждый раз сталкиваясь с проблемой, мы взвешиваем все “за” и “против”. Мы вежливо выслушиваем всех, кто готов дать нам совет, но принимать решения мы должны сами. Никому не будет позволено вторгаться в нашу независимость в подобных вопросах. К тому же, как мы считаем, никому нельзя верить до конца. Мы убеждены, что наш интеллект, поддержанный силой воли, способен разумно контролировать нашу внутреннюю жизнь и гарантировать нам успех в том мире, в котором мы живём. Эта бравая философия, позволяющая каждому ощущать себя Богом, хорошо выглядит на словах, но всё же должна быть проверена известной лакмусовой бумажкой: “насколько эффективна она в реальной действительности?” Каждому алкоголику достаточно взглянуть на себя в зеркало, чтобы ответ стал ясен.

Если его собственное отражение в зеркале покажется ему слишком ужасным (так оно обычно и бывает), то он мог бы сначала оценить результаты, которых добиваются обычные люди, полагающиеся только на собственные силы. Везде он увидит людей, переполненных гневом и страхом, он увидит общество распавшееся на враждующие группировки. И каждая группа утверждает, что она права, а остальные неправы. Каждая такая группа, добивающаяся своей цели, если у нее хватает сил, самодовольно навязывает свою волю остальным. И везде то же самое происходит в отношениях между отдельными людьми. Когда все эти мощные усилия суммируются, то становится всё меньше мира и братства. Философия опоры только на свои силы не оправдывает себя. Совершенно ясно, что она представляет собой как бы неумолимую безжалостную колесницу, давящую всё на своём пути и оставляющую за собой руины.

Мы, алкоголики, можем считать, что нам повезло. Каждый из нас имел дело с такой же колесницей своеволия, которая чуть не погубила его; мы достаточно исстрадались под этой глыбой, чтобы теперь искать что-либо лучшее. Обстоятельства, а не наша добродетель привели нас в А.А.; мы потерпели поражение, приобрели немного веры и хотим теперь решиться препоручить нашу волю и жизнь Высшей Силе.

Мы знаем, что слово “зависимость” неприятно для многих психиатров и психологов, а не только для алкоголиков. Как и наши профессиональные друзья, мы тоже понимаем, что существуют нежелательные формы зависимости. Мы встречались со многими из них. Например, ни один взрослый мужчина и ни одна взрослая женщина не должны находиться в сильной эмоциональной зависимости от своих родителей. Их давно следовало “отнять от груди” и, если этого не произошло, они должны осознать этот факт. Именно эта форма ложной зависимости заставила многих непокорных алкоголиков прийти к выводу, что всякая зависимость должно быть наносит слишком явный ущерб личности. Однако зависимость от А.А. или от Высшей Силы никогда не приносила отрицательных результатов.

Когда разразилась Вторая мировая война, этот духовный принцип подвергся первой крупной проверке. Члены А.А. были призваны на военную службу, которая разбросала их по всему миру. Встал вопрос, - смогут ли они подчиниться военной дисциплине, выстоять под огнем и вынести тяготы и однообразие войны? Поможет ли зависимость от Высшей Силы, приобретённая ими в А.А., пройти через все испытания? Оказалось, что помогла. У них было даже меньше алкогольных и эмоциональных срывов, чем у тех, кто благополучно оставался дома. Они сумели проявить такую же стойкость и такое же мужество как и остальные солдаты. Зависимость от Высшей Силы помогала и на Аляске и на плацдарме под Салерно. Она оказалась не слабостью, а главным источником силы в их жизни.

Каким же образом решившийся на это человек должен препоручать свою волю и жизнь Высшей Силе? Как мы отметили, он уже сделал первый шаг, когда доверил А.А. решение своих алкогольных проблем. Теперь, возможно, он уже знает, что у него есть и другие проблемы, кроме связанных с алкоголем, и некоторые из них не поддаются решению, несмотря на всю личную решимость и мужество, на какие он только способен. Они просто не уступают ни на йоту; это делает его безнадёжно несчастным и угрожает его вновь обретённой трезвости. Нашего друга всё ещё преследуют раскаяние и чувство вины, когда он думает о своём прошлом. Его всё ещё переполняет горечь, когда он думает о тех, кому он до сих пор завидует или кого ненавидит. Его беспокоит шаткость финансового положения, и им овладевает паника, когда он думает о том, что алкоголь сжёг все мосты у него за спиной. Выправит ли он когда-нибудь последствия того ужасного безвыходного положения, которое стоило ему привязанности семьи и привело к разлуке с ней? Его одинокой силы духа и собственной воли недостаточно для этого. Конечно же, он должен положиться на Кого-то или на Что-то.

Сначала этим “кем-то” может быть его ближайший друг из А.А. Он полагается на заверения, что все его беды, которые станут ещё более ощутимыми, потому что он не сможет заглушать боль алкоголем, тоже могут быть устранены. Конечно, спонсор объясняет ему, что его жизнь ещё неуправляема, хотя он больше не пьёт, к тому же он находится в самом начале программы А.А. Та степень трезвости, которая наступила в результате признания собственного алкоголизма и посещения нескольких собраний А.А., вещь, конечно, хорошая, но это состояние как небо от земли отличается от стабильной трезвости и содержательной, полезной жизни. Вот тут и вступают в действие остальные Шаги программы А.А. Ничто, кроме постоянных действий, соответствующих этим Шагам и вошедших в образ жизни, не может дать желаемый результат.

Затем ему объяснят, что успешное овладение остальными Шагами возможно лишь при условии, что алкоголик настойчиво и решительно пытается выполнить предписания Третьего Шага. Это может удивить новичков, которые испытывали не что иное как постоянное осознание умаления собственного “я” и растущую уверенность в том, что воля человека не представляет никакой ценности.

Мы убедили их в том, что многие проблемы, не относящиеся к алкоголю, не поддаются, когда мы атакуем их в лоб, полагаясь только на свои силы. И вдруг выясняется, что есть определённые вещи, которые может осуществить только сам человек. Самостоятельно и учитывая свои собственные обстоятельства, он должен выработать готовность действовать. Когда она появится, только он сам может принять решение приложить силы в выбранном направлении. Попытка сделать это является актом его собственной воли. Все Двенадцать Шагов требуют непрерывного личного усилия для осуществления заложенных в них принципов и, как мы полагаем, Божьей воли.

Только стараясь подчинить свою волю Божьей, мы начинаем правильно ею пользоваться. Для многих из нас это было настоящим откровением. Все наши беды вызывались неверным использованием силы воли. Мы старались обрушиваться на наши проблемы, опираясь на волю, вместо того, чтобы согласовывать её с намерениями Всевышнего относительно нас. Цель Двенадцати Шагов А.А. сделать такую согласованность всё более возможной; и Третий Шаг приоткрывает дверь.

Как только мы усвоим эти идеи, мы легко овладеем Третьим Шагом. В моменты душевных волнений или нерешительности мы можем сделать паузу, попросить, чтобы наступил покой и, когда он наступит, просто сказать: “Господи, даруй ясность и умиротворение, чтобы принять то, что я не могу изменить; мужество, чтобы изменить то, что в моих силах и мудрость, чтобы уметь отличить одно от другого. Да исполнится не моя воля, а Твоя.”

Шаг второй

Шаг четвертый

Двенадцать шагов

Главная

Hosted by uCoz