ШАГ ДВЕНАДЦАТЫЙ

“Достигнув духовного пробуждения,
к которому привели эти Шаги,
мы старались донести смысл наших идей
до других алкоголиков и применять эти
принципы во всех наших делах.”

Радость жизни является темой Двенадцатого Шага, а его девизом - действие. Здесь мы обращаемся к нашим товарищам по несчастью, другим алкоголикам, которые ещё страдают. При этом мы узнаём, что значит давать, ничего не требуя взамен. Мы начинаем претворять в жизнь все двенадцать Шагов программы, обеспечивающей нам и нашим близким эмоциональную трезвость. Полное осознание смысла Двенадцатого Шага позволяет понять, что речь идёт о любви, к которой неприменимо понятие стоимости.

Наш последний Шаг провозглашает, что, освоив программу всех Шагов, мы обретаем нечто, называемое духовным пробуждением. Новым членам А.А. это часто кажется сомнительным и маловероятным. “Что вы имеете в виду, когда говорите о духовном пробуждении?” - спрашивают они.

Возможно существует столько же определений духовного пробуждения, сколько людей, испытавших его. Но каждое подлинное определение будет иметь черты сходства с другими определениями. Понять это общее не так уж сложно. Когда мужчина или женщина духовно пробудились, они прежде всего способны действовать, чувствовать и верить там, где раньше они не могли, когда жили, опираясь только на собственные ресурсы и не имея помощи свыше. Такой человек получает дар, который равносилен новому состоянию сознания и новому существованию. Он идёт по дороге, которая куда-то ведёт, и он понимает это; жизнь перестаёт быть тупиком, её не нужно больше влачить, и с ней не надо пытаться совладать. В самом точном смысле слова - человек преображается, потому что он овладел источником силы, которого у него не было ранее. Он понимает, что обладает такой степенью честности, терпимости, бескорыстия, душевного покоя и любви, на которую не считал себя способным. То, что он получил - бесплатный дар, и всё же, по крайней мере отчасти, он сам подготовил себя к получению его.

Для члена А.А. подготовка к получению этого дара означает выполнение программы Двенадцати Шагов. Давайте вспомним вкратце, что мы пытались делать по программе предыдущих Шагов:

Первый Шаг раскрыл нам удивительный парадокс: мы обнаружили, что совершенно неспособны избавиться от пристрастия к алкоголю, пока мы не признаем, что бессильны перед ним. Второй Шаг показал нам, что мы не можем вернуться к трезвому образу жизни, опираясь на собственные ресурсы, поэтому, если мы хотим выжить, то нам нужна помощь некой Высшей Силы. Поэтому, выполняя Третий Шаг, мы отдали свою волю и свою жизнь Богу, как мы понимали Его. На время те из нас, которые были атеистами или агностиками, пришли к выводу, что наша группа А.А. может временно замещать Высшую Силу. Начиная с Четвёртого Шага, мы начали искать в себе те черты, которые привели к нашему физическому, моральному и духовному банкротству. Мы произвели тщательную и бесстрашную оценку своих моральных основ, своеобразную “инвентаризацию”. По программе Пятого Шага мы признали, что такой “инвентаризации” недостаточно. Мы поняли, что жить в одиночку со своими конфликтами - это опасное занятие, и мы должны его прекратить, поведав о наших недостатках Богу и какому-нибудь человеку. Кое-кто из нас остановился перед Шестым Шагом, так как мы не хотели освободиться от недостатков своего характера, потому что некоторые из них нам слишком нравились. Но мы понимали необходимость выполнения основного принципа этого Шага. Поэтому мы решили, что, хотя мы не можем избавиться от некоторых черт нашего характера, мы должны избавиться от упрямого своевольного цепляния за них. Мы говорили себе: “Я не могу сделать это сегодня, но я могу перестать без конца говорить: “Нет, ни за что!” Затем на Седьмом Шаге мы смиренно просили Бога освободить нас от наших недостатков, насколько это возможно на сегодняшний день и в той мере, в какой угодно Ему. Восьмой Шаг посвящен продолжению “генеральной уборки”, ибо мы убедились, что мы находимся не только в конфликте с собой, но и с людьми и условиями жизни в мире, в котором мы живём. Мы должны были начать поиски примирения, поэтому мы составили список людей, которых мы когда-либо обидели, и преисполнились желанием помириться с ними. В ходе выполнения Девятого Шага мы компенсировали причинённый им ущерб, за исключением тех случаев, когда это могло бы повредить им или другим людям. К моменту, когда мы подошли к Десятому Шагу, мы начали строить фундамент нашей повседневной жизни, и мы остро осознали необходимость и в дальнейшем проводить “моральную инвентаризацию”, и когда мы в чём-либо виновны, мы должны это немедленно признать. В ходе Одиннадцатого Шага мы поняли, что, если Высшая Сила вернула нам возможность жить в трезвости и сохранять душевный покой в мучительно беспокойном мире, тогда такая Высшая Сила достойна более близкого знакомства путём установления наиболее близкого контакта с ней. Постоянные молитвы и медитация открыли путь к такому общению. Там, где раньше был тонкий ручеёк, теперь была река, которая, по мере того как нам всё лучше удавалось понимать Его, вела к силе, на которую можно будет положиться, и к безопасности Божьего руководства.

Таким образом, осуществляя программу этих Шагов, мы духовно пробуждались, что уже не вызывало ни у кого сомнения. Глядя на новичков, которые ещё сомневались, большинство из нас видело происшедшие в нас перемены. По опыту многих людей мы могли предсказать, что сомневающийся, который ещё духовно не прозрел и всё ещё продолжал считать свою любимую группу А.А. Высшей Силой, со временем возлюбит Бога и назовет Его Его именем.

Ну, а каково содержание Двенадцатого Шага? Та чудесная энергия, которую он высвобождает, и напряжённая деятельность по передаче опыта другим страдающим алкоголикам, которая преобразует Двенадцать Шагов в действия, оказывающие влияние на все наши дела, являются платой, великолепной реальностью Анонимных Алкоголиков.

Даже только что появившиеся в А.А. новички находят неизъяснимое удовольствие, когда оказывают помощь другим алкоголикам, которые ещё более незрячи, чем они. Это дары такого рода, когда ничто не требуется взамен. Никто не ждёт никакой платы от страдающего алкоголика и даже никакой любви. Оказывается, что подобная самоотдача содержит в себе вознаграждение независимо от того, оказали мы реальную помощь другому алкоголику или нет. Характер того, кто стремится помочь товарищу по несчастью, ещё, возможно, полон недостатков, но он чувствует, что Бог позволил ему сделать хорошее начало. Он понимает, что его ожидают новые тайны, радости и переживания, о которых он даже не мечтал.

Практически все члены А.А. говорят, что ничто не доставляет более глубокого удовлетворения и большей радости, чем практическая деятельность последнего Шага. Видеть, как открываются удивлённо глаза мужчин и женщин, когда они движутся из тьмы навстречу свету, видеть, как в их жизни появляются цель и смысл, видеть, как воссоединяются семьи, как возвращаются в круг своих друзей и знакомых в качестве полноправных граждан недавно отверженные алкоголики, и больше всего - видеть, как пробуждаются души этих людей, чтобы впустить в свою жизнь любящего Бога - все эти вещи составляют сущность того, что мы получаем, когда мы передаём свой жизненный опыт другим алкоголикам.

И это ещё не вся работа на этом последнем Шаге программы. Мы сидим на собраниях А.А. и слушаем не только, чтобы получить что-то самим, ни и чтобы подбодрить и поддержать других, для которых так важно наше присутствие. Если наступает наша очередь выступать, мы разъясняем идеи нашего Сообщества. Имеем ли мы дело с большой аудиторией или с одним человеком, это для нас важная работа на последнем этапе программы. Существуют виды деятельности, которые годятся для не умеющих выступать на собраниях или для тех, кто в силу своего положения не может заниматься непосредственной “один-на-один” работой с другими алкоголиками. Очень важной, хотя и не столь захватывающей, может быть работа по приготовлению кофе с пирожными после собрания, когда многие скептически настроенные новички обретают новую уверенность и комфорт, принимая участие в разговорах и шутках. Это и есть работа, требуемая по программе Двенадцатого Шага, в самом лучшем смысле слова. “Ты получил бесплатно, поэтому так же отдай сам другим...” - такова сущность этой части Двенадцатого Шага.

Некоторым поначалу кажется, что их деятельность на этом последнем этапе временами отклоняется от правильного курса. Многих это огорчает, но впоследствии мы понимаем, что это ступеньки, ведущие к успеху. Например, мы настраиваем себя на необходимость вернуть к трезвости какого-то определённого человека, мы работаем с ним в течение нескольких месяцев, без особого успеха. Такое может случиться подряд в нескольких случаях, и мы можем решить, что мы неспособны нести эстафету А.А. Может быть и обратная ситуация, когда наш успех опьяняет нас. Здесь возникает соблазн чрезмерной опеки над новичками. Возможно, нам захочется давать им советы в тех делах, где мы совсем не компетентны или где вообще не следует никому давать советы. Мы чувствуем обиду и смущение, когда наш совет отвергают, а когда его принимают - ещё большее смущение. Усердно выполняя программу Двенадцатого Шага, мы передаём свой опыт столь большому числу алкоголиков, что они предлагают нам занять какое-нибудь положение, свидетельствующее об их доверии. Скажем, они выбирают нас председателем группы. Здесь тоже возникает опасность слишком увлечься руководством, что порой приводит к резкому отпору и другим последствиям, которые нелегко перенести.

Но в конечном счёте мы трезво понимаем, что это всего лишь муки роста, которые дадут положительные плоды, если мы будем всё в большей мере обращаться к программе А.А. за ответами.

Теперь возникает самый большой вопрос. Каким образом следовать этим принципам во всех делах? Можно ли любить жизнь в целом так же страстно, как мы любим тот её небольшой фрагмент, который открывается перед нами, когда мы помогаем другим алкоголикам обрести трезвость? Можем ли мы проявлять дух любви и терпимости в нашей расстроившейся семейной жизни в той мере, в какой мы проявляем его в группе А.А.? Можем ли мы относиться с тем же доверием и уверенностью к людям, зараженным или искалеченным нашей болезнью, с которыми мы относимся к спонсорам? Можем ли мы привнести дух А.А. в нашу каждодневную работу? Можем ли мы справиться с недавно осознанными обязанностями к миру в целом? Можем ли мы ощутить новую предназначенность и обратиться с новой преданностью к религии, избранной нами? Можем ли мы обрести новую радость жизни, пытаясь решать все эти проблемы?

Далее, как примириться с кажущимся провалом или успехом? Можем ли мы принять то и другое, не испытывая отчаяния или оскорблённой гордости? Можем ли мы смириться с бедностью, болезнями, одиночеством и утратами стойко и смиренно? Можем ли мы постоянно довольствоваться скромными, но подчас более продолжительными радостями, в то время, когда более яркие и привлекательные успехи недоступны для нас?

Члены А.А. утвердительно отвечают на эти вопросы: “Да, - говорим мы. - Всё это вполне возможно.” Мы знаем это, потому что видим, как скука, боль и даже горе могут принести пользу, если человек пытается жить по принципам Двенадцати Шагов А.А. Если всё это стало свершившимся фактом для многих людей, выздоровевших благодаря А.А., то это может стать реальностью и для многих других.

Конечно, даже лучшие члены А.А. не могут похвастать стабильностью своих успехов. Хотя мы не выпиваем роковую первую рюмку, мы часто уклоняемся от пути духовного развития. Наши беды часто начинаются с равнодушия. Мы больше не пьём и счастливы, что делаем полезную работу в А.А. У нас всё хорошо в доме и на службе. Мы, естественно, поздравляем себя с успехом, но впоследствии оказывается, что мы подходили слишком упрощённо и судили поверхностно. Мы временно перестаём расти духовно, потому что считаем, что нам не нужно выполнять требования всех Двенадцати Шагов программы. Мы довольствуемся тем, что выполняем требования нескольких Шагов. Иногда фактически только двух: Первого Шага и той части Двенадцатого Шага, которая сводится к передаче опыта другим алкоголикам. На нашем жаргоне это блаженное состояние называется “два-шажка-и-не-больше”. И оно может длиться годами.

Люди с наилучшими намерениями могут подпасть под влияние иллюзии достаточности двух Шагов. Рано или поздно, когда розовые облака развеиваются, дела начинают идти разочаровывающе скучно. Начинает казаться, что А.А. не соответствует своему назначению. Мы смущены и разочарованы.

И тут-то жизнь, как она умеет, неожиданно преподносит нам кусок, который мы не в состоянии проглотить, не говоря уже о том, чтобы переварить. Мы не получаем ожидаемого продвижения по службе. Мы теряем хорошую работу. Происходят серьезные неприятности в семье или в личной жизни, например, юноша, которого, как мы думали, оберегал Бог, гибнет на войне.

А что потом? Есть ли у нас внутренние ресурсы, чтобы справиться с такими трудностями в жизни? Раньше мы были не в состоянии это сделать. Можем ли мы теперь, с помощью Бога, как мы понимаем Его, справляться с ними так же мужественно и с таким же успехом, как это делают наши непьющие друзья? Можем ли мы обратить эти несчастья в наши достоинства, в источник развития и удовлетворения для нас и для окружающих? У нас, конечно, есть шанс, если мы перейдём от “двух Шагов” к “двенадцати Шагам”, если мы готовы воспринять Божью благодать, которая поддержит и укрепит наши силы в любой жизненной катастрофе.

Наши жизненные проблемы те же, что и у других людей, но когда члены А.А. делают честную попытку “применять принципы А.А. во всех своих делах”, то, благодаря Божьей милости, они, похоже, обладают способностью справляться со всеми трудностями, превращая их в демонстрацию веры. Мы видели, как члены А.А. переносят страдания и смертельные болезни, почти не жалуясь и находясь в хорошем настроении. Мы видели, как распадаются семьи в результате взаимного непонимания, трений или неверности одного из супругов, и как восстанавливаются они, когда люди начинают жить по программе А.А.

Хотя большая часть членов А.А. имеет относительно высокие доходы, есть и такие, кто с финансовой точки зрения, кажется, никогда не встанут на ноги, а также и такие, кто сталкивается с серьезным ухудшением финансового положения. Обычно мы видим, что все они относятся к своему положению стойко, сохраняя веру.

Как и большинство людей, мы поняли, что в состоянии справляться с крупными неприятностями, когда они с нами случаются. Но как и другим людям, нам подчас труднее справляться с более мелкими, но долго длящимися проблемами нашей будничной жизни. Наш ответ на это -дальнейшее духовное развитие. Это единственное средство более счастливой и целенаправленной жизни. По мере духовного роста мы обнаруживаем, что наше прежнее отношение к нашим инстинктам нуждается в серьёзном пересмотре. Наши стремления к душевному покою, богатству, личному престижу и значимости, к счастливым любовным взаимоотношениям и счастливой семейной жизни должны быть введены в определённые рамки и переориентированы. Мы поняли, что удовлетворение природных инстинктов не является единственным смыслом жизни. Если мы придаём им первостепенное значение, то как бы ставим телегу впереди лошади, и нас неизбежно потянет назад к разочарованию. Но если мы готовы считать главным наш духовный рост, тогда и только тогда у нас появляется реальный шанс.

Если, став членами А.А., мы продолжаем духовно расти, наше отношение к благополучию - эмоциональному и финансовому - начинает резко меняться. Наши требования душевного комфорта, стремление делать всё по-своему, постоянно создавали конфликтные ситуации с другими людьми. Хотя мы этого часто не осознавали, результат всегда был один и тот же. Либо мы пытались играть роль Бога и править окружающими, либо мы упорно цеплялись за свою зависимость от них. Когда люди временно разрешали нам руководить собой, как детьми, мы чувствовали себя счастливыми и не знающими тревог. Но когда они начинали сопротивляться или уходили от нас, мы чувствовали себя оскорблёнными и разочарованными. Не будучи в состоянии понять, что причиной были наши неразумные требования к ним, мы начинали их обвинять.

Когда мы шли по противоположному пути, настаивая, как дети, на том, чтобы другие люди защищали нас и заботились о нас, или на том, что мир должен обеспечить нам средства к существованию, результат был также плачевным. Это часто заставляло людей, которых мы любили, отдаляться от нас или даже уходить насовсем. Нам было трудно пережить разочарование. Мы не понимали, почему люди вели себя с нами таким образом. Мы не могли понять, что, будучи взрослыми, мы вели себя, как дети, пытаясь превратить всех вокруг - друзей, жён, мужей и даже весь мир - в оберегающих нас родителей. Мы отказывались понять довольно суровый жизненный принцип, что чрезмерная зависимость от людей делает человека несчастным, потому что все люди способны ошибаться, и даже самые лучшие из них могут нас подвести, особенно если наши требования к ним не имеют разумных границ.

Наше духовное развитие помогло нам увидеть все эти заблуждения. Нам стало ясно, что, если мы хотим чувствовать себя уверенно среди взрослых людей, мы должны строить свою жизнь по принципу “давать другим и брать у других”. Нам следовало бы развить чувство сотрудничества и братства со всеми окружающими нас людьми. Мы поняли, что должны отдавать себя другим людям, ничего не ожидая взамен. Делая это постоянно, мы постепенно обнаружили, что, как никогда раньше, привлекаем к себе других людей. И даже если они подводили нас, мы относились к этому с пониманием и не слишком обижались на них.

Когда мы поднялись на более высокую ступень развития, мы обнаружили, что лучший источник эмоциональной стабильности - это сам Бог. Мы узнали, что зависимость от Его безупречной справедливости, всепрощения и любви способствует душевному здоровью и помогает там, где помощи ждать больше неоткуда. Если мы по-настоящему зависим от Бога, то мы не станем строить из себя Бога перед нашими друзьями и не захотим полностью зависеть от защиты и поддержки людей. Это отношение было новым для нас и дало многим из нас внутреннюю силу и покой души, которые не могли поколебать недостатки других и несчастья, которые случались с нами не по нашей вине.

Это новое мировоззрение, как мы поняли, совершенно необходимо для нас, алкоголиков. Ибо алкоголизм изолировал нас и сделал одинокими, хотя нас окружали люди, которые нас любили. Но когда своеволие отогнало всех от нас, и наша изоляция стала полной, это вынудило нас играть роль “большого босса” в дешёвых барах, а потом слоняться одиноко по улицам и зависеть от подаяний прохожих. Мы все ещё стремились обрести эмоциональную устойчивость, подчиняя других или завися от них. И даже если фортуна не совсем отвернулась от нас, мы, тем не менее, чувствуя своё одиночество, тщетно пытались остаться наплаву, поддерживая какие-либо болезненные формы подчинения других или собственной зависимости. Для таких Товарищество А.А. приобретало особое значение. Через А.А. мы учимся строить правильные отношения с людьми, которые нас понимают; мы не должны быть одинокими в этом мире.

Большая часть членов А.А., состоящих в браке, счастлива в своих семьях. Поразительно, как пребывание в А.А. компенсирует ущерб, нанесённый семье годами алкоголизма. Но как и в других сообществах людей, у нас есть сексуальные и семейные проблемы, порой весьма драматичные. Долговременные браки, однако, редко распадаются в А.А. Наша главная проблема заключается не в том, как сохранить семью, но в том, как быть счастливее в браке, устранив те эмоциональные отклонения, которые столь часто возникают на почве алкоголизма.

Почти каждый человек испытывает в определённое время своей жизни непреодолимое желание найти спутника противоположного пола, с которым у него возможен наиболее гармоничный союз - духовный, умственный, эмоциональный, физический. Этот мощный порыв лежит в основе многих человеческих свершений, он источник энергии, которая оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Такими нас создал Бог. Поэтому наш вопрос надо сформулировать следующим образом: как, по незнанию, необдуманности или своеволию мы используем этот дар себе во вред? Мы, члены А.А., не можем претендовать на то, что мы можем дать всеобъемлющие ответы на эти извечные дилеммы, но наш опыт даёт ответы, помогающие алкоголикам.

Когда человек становится алкоголиком, создаются противоестественные ситуации, разрушающие семейные отношения. Если пьёт муж, жена должна стать главой семьи и часто обеспечивать её материально. По мере развития алкоголизма муж превращается в больного и безответственного ребёнка, за которым надо присматривать и которого надо спасать от всякого рода неприятностей и бед. Постепенно и незаметно жена вынуждена взять на себя в отношении мужа роль матери мальчика, сбившегося с праведного пути. Если при этом материнский инстинкт в ней сильно развит, то ситуация только ухудшается. Конечно, в таких условиях не могут сохраняться отношения нормального сотрудничества. Жена обычно продолжает действовать в меру своего понимания ситуации, в то время как муж попеременно то любит, то ненавидит её за материнскую заботу. Устанавливается тип взаимоотношений, изменить который впоследствии будет очень непросто. Однако под влиянием программы Двенадцати Шагов ситуация часто нормализуется1.

Когда отношения серьёзно нарушены, для исправления требуется длительная и терпеливая работа. Когда муж становится членом А.А., жена бывает недовольна и с неприязнью относится к А.А. за то, что Товариществу удалось сделать то, чего не удалось ей за многие годы преданности и старания. Муж может так увлечься А.А. и своими новыми друзьями, что он, довольно необдуманно, будет проводить больше времени вне дома, чем раньше, когда он пил. Видя, что жена несчастна, он порекомендует ей Двенадцать Шагов А.А. и станет учить её, как ей надо жить. Она же чувствует, что все эти годы она жила намного лучше, чем он. Оба начинают упрекать друг друга и задавать себе вопрос, возможно ли счастье в их браке. Иногда они начинают подозревать, что их брак с самого начала был ошибкой.

Конечно же, у супругов желание приспосабливаться друг к другу может быть подорвано до такой степени, что необходим развод. Но такие случаи довольно редки. Когда алкоголик понимает, что пришлось вынести его жене, и какой ущерб он нанёс ей и детям, он почти всегда охотно берёт на себя ответственность за семью и готов исправить всё, что можно, и примириться с тем, что изменить нельзя. Он настойчиво стремится осуществить программу всех Двенадцати Шагов у себя в семье и часто добивается хороших результатов. С этого момента он с твёрдостью, но и с чувством любви, начинает вести себя как и подобает мужу, а не избалованному мальчику. И прежде всего он понимает, что безответственные связи не самый лучший для него образ жизни.

В А.А. много одиноких мужчин, которые хотят жениться и способны на такой шаг. Некоторые вступают в брак с товарищами по А.А. Каковы же эти союзы? В целом очень удачные. Общие страдания супругов, когда они пили, общий интерес к А.А. и духовным ценностям часто способствует объединению людей. Трудности возникают тогда, когда “мальчик встретил девочку на площадке А.А.” и любовь возникла с первого взгляда. Будущие супруги должны иметь солидный стаж пребывания в А.А. и знать друг друга в достаточной мере, чтобы понимать, что их совместимость на духовном, умственном и эмоциональном уровне существует на самом деле, а не придумана ими. Они должны быть уверены в том, что глубокие эмоциональные дефекты в ком-либо из них не выйдут наружу под давлением обстоятельств и не искалечат их совместную жизнь. Те же самые соображения так же справедливы и не менее важны, когда брак заключается с кем-либо, не состоящим в А.А. При полном понимании всего этого и выборе здоровой жизненной позиции взрослого человека результаты могут быть очень хорошими.

А что можно сказать о тех многочисленных алкоголиках из А.А., которые в силу разных причин не могут иметь семью? Поначалу многие из них чувствуют себя одинокими, обиженными и покинутыми, видя вокруг столько семейного счастья. Если им отказано в таком счастье, может ли А.А. предложить им что-либо, вызывающее чувство удовлетворённости, сходное с семейным по своей ценности и прочности? Да. Стоит лишь им пожелать этого. Окруженные множеством друзей, эти, так называемые, “одиночки”, согласно их собственным высказываниям, совсем не чувствуют себя одинокими. В обществе с другими - мужчинами и женщинами - они могут посвятить себя идеям, людям, созидательным проектам. Свободные от семейных уз, они могут заняться деятельностью, которая недоступна людям семейным. Мы видим ежедневно, что они делают множество полезных дел, получая взамен чувство огромного удовлетворения.

Наши взгляды тоже радикально изменились. За небольшим исключением, мы все были большими мотами. Мы разбрасывали деньги во все стороны, чтобы доставить себе удовольствие и произвести впечатление на других людей. В тот период, когда мы пили, мы вели себя так, как если бы у нас был неистощимый запас денег, хотя в перерыве между запоями мы становились почти нищими. Не осознавая этого, мы всего лишь копили деньги для очередного запоя. Деньги были для нас символом престижа и удовольствия. Когда алкоголизм усилился, деньги стали единственным важным моментом в нашей жизни, потому что они позволяли нам купить алкоголь и временное забытье, которое следовало за выпивкой.

Когда мы стали членами А.А., наше отношение к этим вещам изменилось, часто вплоть до противоположного. Мы впадали в паническое состояние, вспоминая зря потраченные годы. У нас просто не будет времени, думали мы, чтобы изменить нашу судьбу. Как нам разделаться с ужасными долгами, заиметь приличное жильё, дать образование детям и оставить что-то на собственную старость? Нашей главной целью стал не финансовый успех, а просто материальная обеспеченность. Даже если нам удавалось восстановить своё дело, эти страхи продолжали преследовать нас. Мы становились снова скрягами и экономили на спичках. Мы должны быть материально обеспеченными, иначе... Мы забыли, что большинство членов А.А. имеют заработки значительно выше среднего, мы забыли о расположенности к нам наших братьев по А.А., которые охотно помогут нам найти работу получше, если мы сможем выполнять её; мы забыли о фактической или потенциальной финансовой необеспеченности всех людей в мире. Хуже всего было то, что мы забыли Бога. В денежных вопросах мы верили только в себя, и то не очень.

Всё это свидетельствовало о том, что мы ещё не достигли душевного равновесия. Когда работа была просто для заработка, а не возможностью сделать что-то полезное, когда приобретение денег ради финансовой независимости было важнее, чем зависимость от Бога, мы все ещё были жертвами неразумных страхов. Эти страхи делали невозможной спокойную и полезную жизнь при любом материальном достатке.

Но с помощью Двенадцати Шагов мы смогли избавиться от этих страхов, вне зависимости от того какими были наши финансовые перспективы. Мы радостно и смиренно трудились, не заботясь о завтрашнем дне. Если наше материальное положение было хорошим, мы больше не боялись его ухудшения, потому что мы поняли, что наши беды могут стать нашими большими приобретениями. Не важно, какое наше материальное положение, важно какое духовное. Деньги постепенно превратились из наших господ в наших слуг. Они стали средством выражения любви и обмена услугами с окружающими нас людьми. Когда с Божьей помощью мы обнаружили, что спокойно принимаем свою судьбу, тогда мы поняли, что можем жить в мире с собой и показать другим, что они тоже могут освободиться от своих страхов. Мы поняли, что свобода от страха важнее свободы от нужды.

Давайте рассмотрим здесь наши новые взгляды на проблемы личного престижа, силы, амбиций и лидерства. Это были те рифы, о которые разбивались наши корабли в те времена, когда мы пили.

Практически каждый мальчик в Соединённых Штатах мечтает стать Президентом страны. Он хочет быть человеком № l в нашей стране. Становясь старше и видя невозможность этого, он добродушно улыбается своим детским мечтам. Позднее он понимает, что настоящее счастье не в том, чтобы быть первым номером и даже одним из первых в борьбе за деньги, любовь или авторитет. Он узнаёт, что можно быть довольным жизнью, если хорошо распорядиться тем, чем мы обладаем. Его амбиции теперь не абсурдные, потому что он научился понимать и принимать реальную действительность. Он хочет оставаться самим собой.

Совсем иначе ведут себя алкоголики. Когда А.А. только начинало свою деятельность, несколько известных психологов и врачей-терапевтов провели тщательное обследование группы, так называемых, трудных алкоголиков. Врачи не пытались определить, чем мы отличаемся друг от друга, они искали те черты, которые были общими для всех нас. Они сделали вывод, который в то время шокировал всех членов А.А. Эти заслуженные люди заявили, что в большинстве своём исследованные алкоголики были инфантильными, чрезмерно чувствительными и страдающими манией величия.

О как же мы, алкоголики, возражали против такого вывода! Мы не верили, что наши взрослые мечты были часто поистине детскими. А приняв во внимание нашу нелёгкую долю, стоило ли удивляться, что мы были слишком чувствительными. Что же касается нашего претенциозного поведения, то мы настаивали, что нами владели вполне законные и недюжинные амбиции, что мы просто хотели быть в первых рядах.

В последующие годы большинство из нас согласилось с врачами. Мы более внимательно присмотрелись к себе и другим алкоголикам. Мы поняли, что нас всё время подстёгивал неразумный страх или беспокойство, заставлявшие нас превратить жизнь в погоню за славой, деньгами и положением, которое мы считали руководящим. Таким образом, ложная гордость стала оборотной стороной той самой монетки, на лицевой стороне которой было написано слово “страх” и в которую мы играли себе на погибель. Мы просто обязаны были стать первыми, чтобы скрыть глубоко спрятанный в нас комплекс неполноценности. Временами, одерживая победы, мы хвастливо обещали ещё большие победы в будущем; испытывая поражения, мы страдали. Если нам выпадал не слишком большой успех, мы пребывали в депрессии и страхе. Тогда о нас говорили, что мы неполноценные люди. Но теперь мы считаем, что мы из той же породы. В глубине души мы все боялись до помешательства. Неважно, то ли мы сидели где-нибудь в тихой гавани и напивались до забвения или беспечно и своенравно бросались в жизненные стремнины, не справляясь с течением и не доставая ногами до дна. В любом случае результат был один: почти что всех нас поглотила пучина алкоголя.

Теперь, когда А.А. стало зрелым, эти извращённые порывы были восстановлены в своём первоначальном предназначении и обрели истинную цель и направление. Мы больше не хотим управлять другими или приказывать им, чтобы ощутить свою важность. Мы не ищем славы и почёта, чтобы добиться чьих-либо похвал. Когда благодаря нашей преданности семье, друзьям, делу или обществу, мы вызываем всеобщую любовь и нас иногда выбирают на ответственные посты и доверяют нам власть, мы смиренно благодарим и стараемся добиться ещё большего, действуя в духе любви и служения. Подлинное лидерство определяется способностями вести за собой и не является тщеславной демонстрацией силы или славы.

Ещё более удивительным является чувство, что мы не должны особенно выделяться среди своих друзей, чтобы быть полезными другим и по-настоящему счастливыми. Немногие из нас способны быть выдающимися деятелями, да мы и не хотим быть ими. Услуга, которая оказана с радостью; обязательства, которые мы честно выполняем; беды, которые мы выносим или которые умеем отвратить с Божьей помощью; понимание, что дома и в мире мы являемся соратниками в совместном деле; хорошо усвоенный факт, что перед Богом все люди важны в равной мере; уверенность, что любовь, которую мы дарим, сторицей возвращается к нам; уверенность, что мы больше не изолированы и не живём в камерах-одиночках, которые мы сами построили для себя; уверенность, что мы не сорвались с резьбы, но занимаем достойное место в Божьем мироздании - таковы постоянные законные удовольствия правильного образа жизни, который нельзя заменить никакой помпезностью и торжественностью, никаким количеством материальных благ. Настоящие амбиции - это не то, что мы думали. Это желание быть полезным и смиренно идти по жизни под сенью Божьей благодати.

Мы завершаем описание Двенадцати Шагов А.А. Мы коснулись такого большого количества проблем, что может показаться, что деятельность А.А. состоит в основном из решения проблем и улаживания конфликтов. В каком-то смысле это так и есть. Мы говорили о проблемах потому, что нам удалось решить наши собственные проблемы, но мы хотим поделиться своим опытом с теми, для кого он может быть полезным. Ибо только признавая и решая наши проблемы, мы можем начать жить в мире с собой, с нашим окружением и с Тем, кто правит всеми нами. Понимание есть ключ к правильным принципам и отношениям, а правильные поступки - к счастливой жизни, поэтому радость жизни является темой Двенадцатого Шага А.А.

Пусть с каждым уходящим днём каждый из нас всё глубже ощутит внутренний смысл простой молитвы А.А.:

“Господи, даруй мне ясность и умиротворение,
чтобы принять то, что я не могу изменить,
мужество, чтобы изменить то, что в моих силах,
и мудрость, чтобы уметь отличить одно от другого.”

Шаг одиннадцатый

Двенадцать шагов

Главная

Hosted by uCoz