ШАГ ДЕСЯТЫЙ

“Продолжали самоанализ и, когда допускали
ошибки, сразу признавали это.”

Работая над первыми девятью Шагами, мы готовимся к тому, чтобы начать жить по-новому. Но если мы подошли к Десятому Шагу, - это значит, что мы готовы жить, руководствуясь принципами А.А. изо дня в день, образно говоря, в хорошую и плохую погоду. Наступает момент серьёзного испытания: способны ли мы вести трезвый образ жизни, сохранять эмоциональное равновесие и жить целенаправленной жизнью при любых условиях?

Постоянное внимание к собственным достоинствам и недостаткам, искреннее желание учиться и духовно развиваться совершенно необходимы для каждого из нас. Чтобы понять это, мы, алкоголики, заплатили дорогую цену. Более опытные люди всегда и во все времена руководствовались в своей жизни беспристрастным самоанализом и были всегда критичны к себе. Ибо мудрые люди всегда знали, что нельзя добиться в жизни многого, пока самоанализ не станет каждодневной практикой, пока человек не сможет признать и принять результаты своего поиска, и пока он терпеливо и настойчиво не будет пытаться исправить свои недостатки.

Когда алкоголик страдает от головной боли, вызванной вчерашней попойкой, его сегодняшняя жизнь отравлена. Но есть похмелье другого рода, которое знакомо и пьющим, и непьющим в равной мере. Это “эмоциональное похмелье” - прямое следствие вчерашнего и сегодняшнего избытка отрицательных эмоций - гнева, страха, ревности и т.п. Чтобы жить спокойно сегодня и в будущем, необходимо устранить такие “похмелья”. Это не значит, что нужно без конца возвращаться к печальным событиям в прошлом. Для этого требуется сейчас, сегодня признать и исправить свои ошибки. Проведённая нами моральная оценка позволяет нам свести счёты с прошлым. Сделав это, мы можем прекратить оглядываться назад и двигаться вперёд. Когда мы тщательно провели моральную оценку собственного “я” и полностью примирились с собой, у нас появляется уверенность, что завтрашние проблемы мы сможем решить тогда, когда они возникнут.

Хотя все наши оценки проводятся в соответствии с одними и теми же принципами, они отличаются фактором времени. Есть “быстрые оценки”, которые мы осуществляем в любое время дня, когда мы чувствуем, что запутались. Есть оценки, проводимые в конце дня, когда мы оцениваем всё случившееся за сегодня. Мы как бы составляем баланс, занося себе в кредит то, что нам удалось и в дебет то, что ещё предстоит сделать. Время от времени мы, наедине с собой или в присутствии нашего спонсора или духовного наставника, тщательно анализируем прогресс, достигнутый нами за последнее время. Многие члены А.А. устраивают себе годичные или полугодичные “генеральные проверки”. Многим нравится время от времени отойти от привычной жизни и спокойно провести день за городом вдали от суеты, предаваясь самоанализу и медитации. Не слишком ли скучна такая практика и не требует ли она слишком больших затрат времени? Неужели все члены А.А. проводят большую часть дня, занудно перебирая допущенные ими оплошности и содеянные проступки? Это, конечно, не так. Мы столь упираем на необходимость моральной оценки только потому, что многие из нас так и не приобрели привычку точно оценивать свои поступки. Когда человек вырабатывает в себе эту здоровую привычку, самооценка становится такой интересной и полезной, что затраченное на неё время с лихвой окупается. Ибо эти минуты, а иногда даже часы, потраченные на самоанализ, делают остальное время более радостным и счастливым. В конце концов такие оценки становятся нормальной составной частью каждодневного существования, а не каким-то необычным и специальным занятием.

Прежде чем задать вопрос, что такое “быстрая проверка”, давайте посмотрим, в какой обстановке она способна дать практический результат.

Есть одна аксиома из области духовного мира: если мы чем-нибудь расстроены, то, независимо от причины, вызвавшей такое состояние, это обнажает какой-то дефект нашей души. Если кто-либо обидел нас и нам больно, то это тоже указывает на дефект. Но может быть есть какие-то исключения из этого правила? Как насчёт “праведного гнева”? Если нас кто-то обманул, разве мы не должны испытывать негодование? Разве мы не должны сердиться на самодовольных людей? Мы, члены А.А., считаем, что опасно рассматривать эти случаи как исключения. Мы пришли к выводу, что “праведный гнев” лучше оставить тем, кто лучше умеет справляться с ним.

Немногие люди становятся в такой мере жертвами недовольства, как алкоголики. При этом неважно, правы мы или неправы. Вспышка гнева может испортить весь день, а тайная злоба делает нас несчастными и мешает действовать. К тому же мы были не в состоянии различать, в каких случаях наш гнев был оправданным, а в каких нет. Он нам всегда казался оправданным. Гнев, которому изредка могут предаваться уравновешенные люди, долго держал нас в состоянии эмоциональной неуравновешенности. Такие “эмоциональные запои” часто заставляли нас снова прикладываться к бутылке. То же самое относится и к другим расстройствам - ревности, зависти, жалости к себе, оскорблённой гордости.

“Быстрая оценка” очень полезна, когда мы чем-то расстроены, чтобы успокоить разбушевавшиеся эмоции. Она применяется и для выхода из ситуаций, которые возникают у всех практически каждый день. Рассмотрение более серьёзных проблем стоит отложить по возможности на специально отведённое для этого время. “Быстрая оценка” направлена на решение каждодневных взлётов и падений, особенно таких, когда какие-либо люди или события вывели нас из равновесия, и мы можем наломать дров.

Во всех подобных ситуациях нужна сдержанность, честный анализ ситуации, готовность признать свои ошибки и простить ошибки других. Не нужно отчаиваться, если мы повторяем свои прошлые промахи, ибо научиться сдержанности непросто. Следует при этом стремиться к прогрессу, а не к совершенству.

Нашей первой задачей должно быть воспитание умения сдерживать себя. Это умение самое важное. Когда мы говорим или действуем поспешно, наша способность быть справедливыми и терпеливыми мгновенно улетучивается. Всего лишь одна недобрая реплика, одна поспешная оценка могут на целый день, а то и на целый год разрушить наши тношения с другим человеком. Сдержанность во всём, что мы говорим и пишем, всегда окупается. Следует избегать скоропалительной критики и яростных эмоциональных споров. То же самое касается надутого вида и молчаливого презрения. Это эмоциональные ловушки, в которые мы попадаем из-за гордости и мстительности. Наша первая задача эти ловушки обойти. Когда нас влечёт к ним какая-либо приманка, мы должны научиться отступить на шаг и подумать. Ибо мы не можем ни думать, ни действовать, стремясь к каким-либо разумным целям, пока привычка обуздывать свои порывы не станет автоматической.

Но не только неприятные и неожиданные проблемы требуют самоконтроля. Нужно быть осторожным и тогда, когда мы достигаем престижного положения в обществе или материального успеха. Никто не ценил личный успех больше, чем мы; мы просто упивались успехом, как вином, которое всегда подымало наш тонус. Когда нам выпадал на долю успех, мы в своих мечтах одерживали ещё большие победы над людьми и обстоятельствами. Ослепленные горделивой самоуверенностью, мы начинали вести себя как большие боссы. И, конечно же, люди отворачивались от нас, когда им это надоедало или мы их обижали.

Теперь, когда мы стали членами А.А., больше не пьём, вновь пользуемся уважением друзей и коллег по работе, мы видим, что нам всё ещё нужно тренироваться, чтобы не повторять прежних ошибок. Страхуясь от приступов самовосхваления, мы напоминаем себе, что мы трезвы сегодня только по милости Божьей, и что всё, чего мы добились -это скорее Его успех, чем наш.

Наконец мы видим, что все люди, в том числе и мы, в некоторой степени эмоционально неуравновешены и часто бывают неправы. И тут мы вплотную подходим к пониманию подлинной терпимости и смысла настоящей любви к людям. С каждым днём нам будет становиться всё яснее, что бессмысленно сердиться или обижаться на людей, которые так же, как мы, страдают от болезней роста.

Но такая радикальная перемена во взглядах потребует немало времени. Немногие из нас могут искренне утверждать, что они любят всех. Большинство из нас должно признать, что мы любим лишь горстку людей и равнодушны ко многим, и то только до тех пор, пока они не причиняют нам неприятностей. Что же касается остальных, то мы их просто не любим, а иногда даже ненавидим. Хотя такое отношение к людям широко распространено, мы, члены А.А., знаем, что нам для душевного равновесия требуется нечто иное. Мы не можем жить с сильным чувством ненависти. Нам придётся, хотя бы постепенно, если не сразу, отказаться от идеи, что можно самозабвенно любить немногих, быть равнодушными к большинству и испытывать к кому-либо чувство страха или ненависти.

Мы можем перестать предъявлять немыслимые требования к тем, кого мы любим. Мы можем проявлять доброту там, где мы раньше её не проявляли. Мы можем быть справедливыми и вежливыми к тем, кого мы не любим, стремясь изо всех сил понять их и помочь им.

Если мы подвели кого-либо, мы должны немедленно обязательно признать это перед собой, а также и перед ним, если это признание может принести пользу. Вежливость, доброта, справедливость и любовь помогут установить гармоничные взаимоотношения практически со всеми людьми. Если у нас возникают сомнения, мы всегда можем сделать паузу и сказать: “Да свершится не моя воля, а Твоя”. Полезно также спрашивать себя: “Делаю ли я для других то, что хотел бы, чтобы они делали для меня?”

Когда наступает вечер, иногда перед тем, как лечь спать, мы составляем отчёт за день. Здесь уместно напомнить, что он не всегда пишется красными чернилами. Если уж мы совсем ничего не сделали как надо, то это - воистину неудавшийся день. По сути дела, весь наш день обычно заполнен конструктивными вещами. Нужно попытаться обнаружить в них наши хорошие намерения, хорошие мысли, хорошие поступки. Даже если мы пытались что-то сделать и нам это не удалось, мы можем отметить это как одно из наших самых больших достижений. При таких условиях, нашими достижениями могут стать наши усилия, хотя они и не дали положительного результата. Они стимулируют наше движение вперёд. Один человек, испытавший это на себе, однажды назвал боль пробным камнем всякого духовного роста. Мы, члены А.А., вполне согласны с этим, потому что страдания алкоголиков предшествуют трезвости, а эмоциональные расстройства - душевному покою.

Взглянув в графу дебета нашего дневного отчёта, мы должны тщательно исследовать мотивы тех мыслей и действий, которые нам кажутся неправильными. В большинстве случаев эти мотивы легко увидеть и понять. Когда мы одержимы гордыней, злобой, ревностью, беспокойством или страхом, мы действуем неправильно, и тут уж ничего не поделаешь. Нам остаётся только признать, что мы думали или действовали неверно, попытаться представить себе, какое поведение могло бы быть правильным в данной ситуации, и, с Божьей помощью, принять решение использовать эти выводы для нашего завтра, компенсировав, конечно же, всё, в чём мы были неправы.

Но в некоторых случаях только очень тщательное расследование способно вскрыть наши истинные мотивы. Случается, что наш старый враг - самооправдание - вновь попытается обелить наши неблаговидные поступки. Появляется соблазн найти благородные побуждения и разумные обоснования там, где их нет.

Мы “конструктивно критиковали” кого-то, кто это заслужил, в то время, когда нашим истинным мотивом было стремление выиграть бесполезный спор. Или в отсутствие какого-либо человека мы полагали, что помогаем другим понять его, когда на самом деле нам хотелось почувствовать своё превосходство, принизив его. Иногда мы причиняли боль тем, кого мы любим, якобы, чтобы проучить их, а на самом деле мы хотели всего лишь наказать. Мы были подавлены и жаловались, что нам плохо, а на самом деле мы хотели внимания и сочувствия. Эта странная особенность ума и эмоционального начала в человеке, это порочное желание скрыть непривлекательный мотив, выставив вперёд привлекательный, характеризует поступки практически всех людей. Этот тонкий и ускользающий от рассмотрения вид лицемерия может лежать в основе многих незначительных поступков и мыслей человека. Обучаясь ежедневно выявлять, признавать и исправлять эти недостатки, мы приобретаем то главное, что позволяет нам формировать свой характер и жить разумно. Искренние сожаления о причинённых другим неприятностях, настоящая признательность за полученные блага и готовность поступать завтра лучше, чем сегодня, являются теми добродетелями, к которым мы будем всегда стремиться. Проанализировав таким образом прожитый нами день, обязательно отметив всё, что было в нём хорошего, бесстрашно, без поблажек, исследовав нашу душу, мы можем принести благодарность Богу за дарованные нам блага и уснуть со спокойной совестью.

Шаг девятый

Шаг одиннадцатый

Двенадцать шагов

Главная

Hosted by uCoz